Статья «Преемственность в образовательной деятельности ДОО и начальной школы в достижении планируемых результатов»
статья

Миникаева Алсу Талгатовна

Аннотация. В статье рассматривается проблема преемственности детского сада и начальной школы, актуальность данного вопроса в системе образования на сегодняшний день. Статья раскрывает требования ФГОС к формированию преемственности, основные задачи и формы организации деятельности, приводятся примерные формы работы со всеми участниками педагогического процесса, предполагаемые результаты систематической работы по теме.

 

Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальное образование, ФГОС, систематичность.

 

 

Период дошкольного детства - важный период в жизни каждого ребенка.  Как и в первые годы обучения в школе, в это время закладываются основы знаний.

Детский сад и начальная школа - два смежных звена в системе образования. Успехи ребенка - первоклассника во многом зависят от качества знаний и умений, приобретенных в детском саду.

Введение ФГОС ДО одной из важнейших задач определило воспитание всесторонне развитой личности ребенка и создание предпосылок к обучению в школе [4; 15].

Ошибочно предполагать, что формирование преемственности между дошкольной организацией и школой – это сугубо подготовка детей к учебной деятельности. ФГОС рекомендует продлить период детства и сделать переход из одной ступени в другую как можно более мягким. Для этого учителям следует внимательно ознакомиться с формами и методами работы в детском саду, и сделать все возможное, чтобы облегчить первоклассникам адаптацию к новым условиям.

Не секрет, что при поступлении в школу, важна не только интеллектуальная составляющая, но и психологическая. Мягкий переход от одной ступени образования к другой возможен лишь в случае отсутствия устойчивых страхов, связанных с принятием новой позиции - школьника. Комфортность пребывания ребенка в школе не должна находиться в зависимости от организации педагогического процесса, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из важных условий непрерывности образования подрастающего поколения [1; 38].

На сегодняшний день большое внимание уделяется качеству получаемых детьми знаний и умений. В случае отсутствия между ступенями образования плавного перехода, высокого качества добиться сложно.

Основная задача педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — освоение детьми универсальных учебных действий.

Среди универсальных предпосылок учебной деятельности можно выделить следующие: потребность сознательно подчинять свои действия правилу, действовать в соответствии с инструкцией, выполнять задание по образцу, адекватно воспринимать критику, умение внимательно слушать говорящего и др [3; 58]..

Начинать формировать желание и умение учиться следует уже с раннего детства. Причем важно это сделать так, чтобы желание получать знания сохранилось на протяжении всей жизни, а не закончилось с окончанием ребенком школы.

Переход от дошкольного детства к обучению в школе дается детям нелегко. Не напрасно в первом классе уделяется достаточно много внимания вопросам смягчения адаптации детей. Правильная организация преемственности между дошкольным учреждением и школой помогает сделать образовательную среду единым целым.

В данном случае под понятием «преемственность» подразумевается плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги начальных классов не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. В то же время, если дети старшего дошкольного возраста не имеют представления о том, что их ждет в стенах школы, желание учиться воспитать у них будет непросто [2; 49]..

Понимание особенностей личностного взаимодействия ребенка с воспитателем в детском саду и учителем в школе важно не менее, чем формирование интереса к школе. Большинство первоклассников переживают стресс от того, что между учеником и учителем присутствует определенная дистанция. Здесь нет той эмоциональной близости, к которой они привыкли в детском саду. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Таким образом, добиться сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования поможет ряд задач:

  • единство целей и задач воспитания на различных ступенях образования;
  • определение единой концепции процесса обучения и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • организация качественной психологической поддержки семьям воспитанников для облегчения адаптации младших школьников к новым условиям [3; 86].

Для осуществлении преемственности возможны следующие формы работы с дошкольниками:

1. Обогащение предметно - пространственной среды в группах:

- центр «Скоро в школу!»

- центр «Читаем сказки сами»;

- атрибуты для организации сюжетно – ролевой игры «Школа»;

- создание тематических альбомов, лэпбуков на школьную тематику.

2. Создание условий для мотивации старших дошкольников  к обучению в школе.

- ознакомление с художественной литературой о школьной жизни, школьниках, их поступках;

- организация тематических дней, связанных со школьным обучением, экскурсий в школу.

3. Встречи с выпускниками и учителями:

- составление перспективного плана совместной работы дошкольного учреждения и начальной школы на весь учебный год;

- выступление выпускников детского сада перед будущими первоклассниками и их родителями;

- приглашение младших школьников на выпускной бал в детском саду;

4. Работа с родителями.

- оформление информационных стендов полезной информацией для родителей будущих школьников: папки-передвижки, консультации, буклеты и памятки;

- организация тематических родительских собраний с участием администрации дошкольного учреждения, учителей начальной школы, педагога-психолога.

5. Работа с персоналом дошкольного учреждения.

- оформление консультаций для педагогов; 

- проведение мониторинга готовности детей подготовительных групп к школьному обучению, анализ результатов;

- организация посещения воспитателями уроков в первом классе, а учителями — организованной образовательной деятельности в ДОУ;

- проведение психологом ДОУ совместных тренингов для воспитателей и учителей начальных классов;

- проведение совместных с учителями начальных классов мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов).

Будучи воспитателями подготовительной группы, мы также стараемся обеспечить своим воспитанников условия, обеспечивающие плавный переход от одной образовательной ступени к другой. А именно:

  1. Обогащение предметно – пространственной среды группы.

Выделение центра «Школьная пора» стало местом всеобщего любопытства. Ранец, куклы в школьной форме, учитель Еж, указка, настоящая школьная форма, которую можно примерить, колокольчик, кассы букв и слогов, мольберт… Эти и другие атрибуты создают определенное сопряжение с будущим статусом, стирая страхи перед новым и неизведанным.

  1. Тесное сотрудничество с педагогом – психологом, позволяющее вовремя устранить имеющиеся проблемы, которые могут помочь избежать затяжной адаптации к школе.
  2. Организация встреч с работниками ближайшей школы на территории ДОУ: учителями начальных классов, педагогом – психологом. Данная форма работы способствует установлению контакта с новым окружением.
  3. Проведение вечеров встреч с выпускниками детского сада. Ранее дошколята, а с недавних пор первоклассники, как нельзя лучше передают свои впечатления о школьном обучении.
  4. Организация экскурсий в ближайшую школу. Эта форма работа наиболее любима нашими воспитанниками: посидеть за настоящей партой, услышать настоящий школьный звонок, заглянуть в школьную столовую и даже пообедать в ней, познакомиться с учениками и работниками школы… Возвращаясь в детский сад, дети с воодушевлением воплощают в игровой деятельности  все, что увидели,
  5. Активное взаимодействие с родителями воспитанников – важный этап работы. Зачастую серьезнее переживают переход в новый статус не сами дети, а их родители, в особенности мамы. Учитывая эту особенность, в начале года мы проводим анкетирование для выяснения проблем, которые их тревожат. Проанализировав результаты, мы выстраиваем работу таким образом, чтобы по – максимуму удовлетворить все вопросы, возникающие у родителей, а также развеять их страхи перед поступлением ребенка в школу.

 

В нашем дошкольном учреждении активно ведутся :

Работа с детьми

Беседы о школе («Учат в школе», «Скоро в школу», «Профессия «учитель», «Зачем нужно учится в школе»);

- Чтение художественной литературы о школе («Веселые истории о школьниках», «Урок смеха», «Дядя Федор идет в школу», Как Коля Линейкин задачу решал»);

- Выставка рисунков «Я будущий первоклассник»;

- Загадывание загадок о школе и школьных принадлежностях ;

- Словесные и дидактические игры («Собери портфель», «Звуки перепутались», «Назови как в школе», «Что перепутал художник»);

- Экскурсия в школу (Просмотр музыкальной сказки в актовом зале УЛ «Жила-была сыроежка»);

- Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Библиотека», «Столовая»);

- Просмотр мультфильма «День знаний»;

- Участие учеников УЛ в новогодних мероприятиях;

- Посещение дополнительных занятий в рамках Детской Академии развития раннего технического творчества «Техно-Алфавит»;

- Интервью «Какой должен быть учитель?».

Взаимодействие педагогов.

- Проведение и посещения праздничной линейки, посвященной Дню знаний;

- Проведение собрания с приглашением заместителя директора по УВР начальной школы УЛ.ряда ЮИД;

Сотрудничество с родителями.

- Консультации на информационном стенде («Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника»);

- Распространение памяток («Скоро в школу», «Какой он, будущий первоклассник?»);

- Оформление странички на сайте УЛ («Для вас родители, будущих первоклассников»)

Таким образом, систематическая работа над формированием преемственности между дошкольным учреждением и школой, позволит добиться следующих результатов:

  • дети станут проявить волевые усилия, инициативность, самостоятельность;
  • у детей повысится самооценка  и уверенность в своих силах;
  • дети легче пройдут адаптацию к новым условиям [1; 116].

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы.-  Айрис-Пресс., 2013г.
  2. Гафурова И.М., Педагогический совет: Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную: Методическое пособие.- Паритет, 2015 г.
  3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. - М., 2016г.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг достижения планируемых результатов в образовательной области "Музыка"

В  материале выведены  критерии  оценивания  уровня  развития  интегративных  качеств  и  технология работы с  таблицами....

Статья в сборнике международной образовательной научно-практической конференции "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ"

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС в ДО...

Статья " Преемственные основания образовательной деятельности воспитателя и учителя"

Статья отображает взаимодействие воспитателя ДОУ и учителя начальной школы....

Тема статьи « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы в одной общеобразовательной организации»

      Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к ...

Положение о педагогической диагностике (мониторинге) достижений планируемых результатов Образовательной программы

Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимод...