Статья " Преемственные основания образовательной деятельности воспитателя и учителя"
статья

Ткач Ирина Алексеевна

Статья отображает взаимодействие воспитателя ДОУ и учителя начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 общеразвивающего вида»

СТАТЬЯ

ПРЕЕМСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ

Автор: Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Ткач И.А.

г.о. Электросталь

ПРЕЕМСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ

Современная жизнь, ее стремительные изменения вносят коррективы в работу учреждений дошкольного образования (ДО) и начального общего образования (НОО). Видоизменяются цели, задачи и методы, изменяются подходы к решению их, но неизменным остается сохранение физического, психологического и психического здоровья дошкольников и школьников.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду—это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию с иными требованиями и социальную ситуацию развития.

Еще В.А.Сухомлинский писал, что «…школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

Поэтому обеспечение успешного перехода ребенка-дошкольника в школьную среду, в иное культурное пространство—это проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. И решить эту проблему можно лишь путем организации преемственности начального и дошкольного образования.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Утвержденные на государственном уровне стандарты образования, способствуют обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе, т. к. школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов, познавательной активности, психологической готовности ребенка.

Поэтому для осуществления преемственности детского сада и начальной школы перед дошкольным образованием стоят следующие цели и задачи:

Цель:

создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу

Задачи:

1. обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников;

2. создание благоприятных условий в детском саду для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества, необходимых ребенку при переходе в школу;

3. формирование у дошкольника желания учиться в школе, т.е. формирования перспективы школьного обучения.

4. обеспечивать всестороннее развитие ребенка-дошкольника, позволяющее ему в дальнейшем успешно овладевать школьной программой;

5. создавать благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы для дошкольного образования (ДО) заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового социума (новые взаимоотношения с взрослым – учителем и сверстниками – одноклассниками), нового образа жизни, нового режима; развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть школьной познавательной программой.

Каким же образом осуществляется преемственность дошкольного и начального школьного образования?

Работа по преемственности осуществляется по трем основным направлениям:

- работа с детьми;
- взаимодействие педагогов;
- сотрудничество с родителями.


Формы осуществления работы по преемственности:

1. Работа с детьми:

- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники («День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Выпускной в детском саду» и др.);

- спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- участие в театрализованной деятельности;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).


2. Взаимодействие педагогов ДО и НОО:

- совместные педагогические советы; - семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы организованной образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.


3. Сотрудничество с родителями:

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).    

Важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Немаловажную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет правильное формирование представлений родителей и педагогов друг о друге. Помочь родителям сформировать правильное представление об учителе, специфики его работы и отношений с учениками может педагог-дошкольник, что приведет к лучшему взаимопониманию и взаимодействию между учителем и родителями. В свою очередь воспитатель вправе поделиться с учителем устными характеристиками родителей, что поможет учителю выбрать правильный, тактичный подход к родителю и эффективно строить свою дальнейшую работу с ними.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Используемая литература:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // http: // do.isiorao.ru

3. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика. «Дошкольное воспитание» 2007г., №3.

4. «Готов ли ваш ребенок к школе». А.А. Венгер, А.Л. Венгер. М. Знание, 1994г.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...

Конспект бинарной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда Тема: «Транспорт»

Конспект бинарной непосредственно  образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда  Тема: «Транспорт»...

Конструкт непосредственно образовательной деятельности воспитателя и учителя-дефектолога

В коррекционно-развивающей деятельности отражены различные инновационные технологии и методы...

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Статья "Проектная деятельность в работе учителя-логопеда"

Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыкоа подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самлконтроля....

"Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по формированию грамматического строя речи"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...