Конструкт непосредственно образовательной деятельности воспитателя и учителя-дефектолога
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

В коррекционно-развивающей деятельности отражены различные инновационные технологии и методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы-составители

1) Шабаршина Ольга Александровна, учитель-дефектолог 1 кв. категории

2) Прилукова Марина Николаевна, воспитатель

Филиал №5 государственного казенного учреждения здравоохранения Свердловской области  «Специализированный дом ребёнка»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности воспитателя и учителя-дефектолога

Тема: «Мы идём в гости к колобку»

Интеграция областей: «Речевое развитие» и «Физическое  развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 

Направление деятельности: организация двигательной деятельности детей, способствующей речевому развитию. 

Участники: дети второй младшей группы с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация

В доме ребёнка на сегодняшний день 80% детей с ограниченными возможностями здоровья, большая часть детей имеет речевые нарушения. В целях более успешной коррекции нарушений в развитии, в своей работе мы применяем комплексный подход к обучению и воспитанию детей с речевой патологией, организуя двигательную деятельность, способствующую развитию речи и коммуникативных навыков дошкольников. Сочетание физических и дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и пальчиковых игр способствует развитию у детей речи, координации движений, правильной осанки, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Продолжительность занятия – 20 мин.

Структура НОД

Части занятия

Содержание

1 часть

Вводная

1. Разминка: ходьба, бег, ОРУ с элементами танцевальных движений;

2 часть

Физкультурная

2. Проговаривание стихотворений в сочетании с упражнениями на фитболах;

3. Подвижная коммуникативная игра;

4. Упражнения на растяжку, развитие гибкости;

3 часть

Логопедическая

5. Дыхательная гимнастика (речевое дыхание);

6. Пальчиковые игры;

7. Артикуляционная гимнастика;

4 часть

Заключительная

8. Сказка - релаксация

Конструкт непосредственно образовательной деятельности воспитателя и учителя-дефектолога для детей 3-4 лет

Тема: «Мы идём в гости к колобку»

Программное содержание.

Цель: речевое развитие детей в процессе организованной двигательной деятельности.

Образовательная задача: обучать правильному речевому дыханию и  внятному произношению гласных звуков

Коррекционная задача: коррекция зрительного восприятия за счёт узнавания предмета -  заместителя (игрушки), плоскостных изображений. Коррекция артикуляционной, тонкой и общей моторики на основе упражнений в согласовании движений и речи.  

Воспитательная задача: Развивать эмоции, внимание, память, нравственные представления. Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к диким животным.

Оборудование и материалы: мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса, колобок; макет берлоги; снежинки (кусочки ваты); сумочка; картинка дома колобка; дом колобка; кубик, на гранях которого изображены картинки: лиса, волк, медведь, заяц, колобок; мячи-фитболы; гимнастические коврики.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», просмотр презентации «Звери в зимнем лесу», пальчиковая игра «Как на горке снег, снег».

Планируемый результат: 

1. У детей формируются основные  физические качества и потребность в двигательной активности.

2. Дети активны в разговорном общении,   проявляют интерес и самостоятельность в  речевых играх, пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности.

3. Могут оценить усилия других детей в достижении своей цели.

Ход и организация занятия

Части, приёмы

Содержание деятельности

1 )

Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас отправиться в зимний лес, в гости к колобку. Где живёт колобок мы  постараемся узнать у лесных жителей, которых повстречаем в лесу. А кто живёт в лесу? (ответы детей)

- Дорога длинная, в лесу холодно, надо тепло одеться.

Тактильная игра-массаж «Собираемся в дорогу»

- Какую одежду будем надевать? (дети отвечают, имитируем одевание одежды)

- Надеваем штаны, брюки, носки (лёгкое поглаживание ног)

- Кофты (поглаживание рук, живота)

- Надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена)

- Застёгиваем пуговицы на шубах (точечные движения от живота до шеи)

- Завязываем шарф (имитация завязывания)

- Теперь можно идти (под музыкальное сопровождение «Долго шли мы по дорожке» (муз. Оксаны Макушиной) ходьба, бег)

Воспитатель:

- Ребята, смотрите, а вот и заяц (игрушка)

«Зайка, зайка наш дружок,

Зайка – беленький бочок,

Зайка рано встаёт, шёрстку моет, носик трёт,

Подметает зайка хатку и выходит на зарядку»

- А давайте сегодня, мы вместе с зайчиком сделаем зарядку.

Общеразвивающие упражнения «Зайчики» (музыкальное сопровождение, композиция: «Солнечный зайчик», муз. В. Мурадели)

«Одна лапка, другая»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Одну руку вперёд, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

«Крепкие лапки»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперёд; ладони на колени, сказать «крепкие», смотреть вперёд; руки на пояс. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

«Весёлые зайчики»

И. п.: ноги врозь, руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо и влево. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

«Шаловливые зайчики»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2-3 раза.

«Мы – молодцы!»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. На выдохе произнести «мо-лод-цы». Повторить 3-4 раза [4]

2)

Физкультурная часть

Фитбол – гимнастика с проговариванием стихотворений

Воспитатель:

- Смотрите - волк (игрушка), он любит играть с мячами, давайте поиграем вместе с волком.

Упражнение «Мы в лес пойдём»

И. п.: сидя на мяче.        

Мы в лес пойдём,                         Руки перед собой  

                                                        поднять вверх;              

Колобка позовём:                         Руки перед собой

                                                      опустить вниз;

Ау, ау, ау!                                     На «А» широко

                                                     открыть напряжённые

                                                     руки, «У» - вытянуть

                                               мягкие руки вперёд (3 раза)

Мы в лес пойдём,                      Руки перед собой

                                                    поднять вверх;

Там колобка найдём                 руки перед собой

                                                   опустить вниз;

Ау, ау, ау!   [6]                                  На «А» широко

                                                    открыть напряжённые

                                                        руки, «У» - вытянуть

                                               мягкие руки вперёд (3 раза)

- Колобок любит играть, бегать и прыгать.

- А кто ещё умеет прыгать? (ответы детей)

- Мы сейчас превратимся в зайцев и поиграем.

- Раз, два, три, повернись и в зайца превратись!

Подвижная коммуникативная игра «Маленькие зайки» (музыкальное сопровождение, композиция: «Заиньки и волк», муз. Е. Тиличеева)

Дети образуют круг, сидя на фитболах. Под  чтение педагогом стихотворения дети прыгают на фитболах:

«Как-то маленькие зайки

Днём гуляли по лужайке.

Вдруг мелькнула чья-то тень,

Зайки спрятались за пень.      Дети приседают у мяча Может, это – серый волк?

Он зубами щёлк да щёлк!

Вдруг сидит он за кустом,

Серый волк с большим хвостом?

Зайки волка испугались,          Дети прыгают на мячах

Прыг – из леса ускакали. [4]        

- Волк не успел поймать зайцев, устал бегать, решил отдохнуть.

Упражнение на растяжку

«Дотянись вверх»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. При входе поднимать руки вверх, при медленном выходе – опускать, произнося «У-уух». (2 раза)

Учитель-дефектолог:

- Ребята, давайте посмотрим вдаль, где – же наш колобок?

- Смотрите, это же мишка (игрушка). Может он знает, где наш колобок. Подойдём к мишке.

3)

Логопедическая часть

Учитель-дефектолог:

-  Наш мишка спит, на его берлоге лежит снежок (кусочки ваты).

Раздаю детям кусочки ваты.

Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»

- Это снежинки.  Посмотрите, как они летают. (у зеркала)

- Кладёте ватку на ладонь и сдуваете ее с руки.  (Обращаю внимание детей на положение губ. Улыбнуться. Показать зубы. Приоткрыть рот. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на снежинку.)  (2 раза) [2]

- Молодцы, а теперь давайте сдуем снежинки с берлоги медведя. (2 раза)

 (показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению)

Ветер северный подул: «У-у-у-у».

Все снежинки сдул: «У-у-у-у».

Полетели, закружились: «Ф-ф-ф-ф».

И на землю опустились: «Ф-ф-ф-ф». [5]

Пальчиковая игра «Как на горке снег, снег»

Как на горке снег, снег,

(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.

(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь! [3]

(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

- Пусть мишка спит, а мы пойдём дальше. Здесь  кто-то прячется. Угадайте, кто это?

Загадка: «Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса, а зовут её» - … (лиса) (показываю игрушку лису).

Артикуляционная гимнастика.

Эта лисичка добрая, она улыбается. Давайте мы тоже ей улыбнёмся.

- Лиса, подскажи, где живёт колобок? (У Лисы в сумочке картинка домика)

Находим такой - же домик, там мягкая игрушка – колобок, здороваемся.

- Колобок хочет с вами поиграть.

Показываю кубик, на гранях которого приклеены картинки: лиса, волк, медведь, заяц, колобок.

- Бросаем кубик и смотрим какая картинка сверху. (выполняем артикуляционные упражнения перед зеркалом соответственно изображению).

«Лиса». У лисы мордочка острая длинная.

- Я слегка прикрою рот, губы «хоботком» вперёд,

Далеко я их тяну, как при долгом звуке «у-у-у-у» (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении 5 секунд).

«Волк». Волк,  зубами – щёлк  (наморщить нос, сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами).

«Медведь». Мишка поел очень вкусный мёд и испачкал губы мёдом. Надо губы аккуратно облизать. (Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 3 раза.) [7]

 «Заяц». (Предлагаю поиграть в зайчика и домик. Ротик будет домиком, а язычок будет зайчиком, предлагаю широко открыть рот и полюбоваться, какие получились домики. Не закрывая ртов, дети высовывают языки и совершают ими движения сначала в одну сторону, затем в другую, вверх, вниз. Эти движения сопровождают текст).

– Выглянул зайка из домика. Посмотрел в одну сторону, в другую, потом вверх, вниз, увидел лису и испугался, спрятался в домике.

«Колобок». Колобок очень добрый он всем улыбается. Артикуляционное упражнение: «Заборчик» (Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.). [1]

4)

Заключительная

часть

Учитель-дефектолог: - Долго мы гуляли в лесу, устали. Колобок предлагает нам немного отдохнуть. (дети ложатся на коврики, руки вверху) (музыкальное сопровождение: П. Булахов «Гори, гори, моя звезда!»)

Сказка – релаксация        

«Реснички опускаются глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают… Наши ноги отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать!

Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!        

Всем открыть глаза! Проснуться! [6]

Подведение итогов.

- Кого мы сегодня повстречали в лесу?

- Что вам понравилось больше всего?

- В следующий раз  мы продолжим играть с персонажами этой сказки.

 

Список литературы

1. Бунеев Р. Н. По дороге к азбуке («Лесные истории»). Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для самых маленьких (3-4 г.) / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. – М.: Баллас, 2011. – 80с.

2. Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб: «Детство-пресс», 2012. – 80с.

3. Иванова Л. Стихи с движениями. Пальчиковые игры для детей 3 - 5 лет. Изд. «Речь», 2012

4. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы (ОНР). – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 192 с.

5. Лобынько Л. В. Игры-занятия для детей раннего возраста / Л. В. Лобынько, Т. Ю. Швецова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2011. – 200с.

6. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. - 176с.

7. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика //Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСТРУКТ непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» тема:«Путешествие в еловый лес»

Тема: «Путешествие в еловый лес»Вид группы: общеобразовательнаяВозрастная группа: 5-6Длительность: 20-25 минутФорма совместной деятельности: занятие-путешествиеПредварительная работа: закрепление пред...

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомство с прялкой и веретеном»

Возрастная группа: дети дошкольного возраста 4-5 лет.Форма организации: подгрупповая.Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие фольклора, двигательная...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет по образовательной области «художественно-эстетическое развитие » Тема: «В мастерской у художника»

Технологическая карта.Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-6 лет.Форма организации: подгрупповая.Интеграция видов деятельности: коммуникативная, художественно-эстетическая, двигательная, поз...