Использование кейс-технологии в работе педагога
методическая разработка

Ахмадеева Раиса Владимировна

Динамика современной жизни требует поиска, разработки и внедрения в дошкольное образование новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе, и нацелены в результате обучения и воспитания на будущее наших воспитанников.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс технологий в работе с дошкольниками, что позволяет на практике реализовать данный подход. Следует отметить, что сегодня огромный поток информации захватывает нас педагогов и мы стараемся быть в курсе всех происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение. Поэтому вместо дамской сумочки нередко приходится держать в руках огромный педагогический кейс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологии в работе педагога

Динамика современной жизни требует поиска, разработки и внедрения в дошкольное образование новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе, и нацелены в результате обучения и воспитания на будущее наших воспитанников.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс технологий в работе с дошкольниками, что позволяет на практике реализовать данный подход. Следует отметить, что сегодня огромный поток информации захватывает нас педагогов и мы стараемся быть в курсе всех происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение. Поэтому вместо дамской сумочки нередко приходится держать в руках огромный педагогический кейс. Так что же такое кейс, название его произошло от понятия «казус» - запутанный необычный случай, кейс переводе с английского портфель, чемоданчик. Кейс технология — это разбор ситуации или конкретного случая, а может быть деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что, используя описание конкретных ситуаций или случая. Интерактивная технология, которая чаще всего используется для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, и направлена не столько на освоение знаний и умений, сколько на формирование новых качеств и умение дошкольника.

Кейс технология в России является довольно молодой. Для чего нужен кейс? Для взрослых людей использование данной технологии способствует:  

  • повышению педагогической компетенции,
  • умению анализировать,
  • работать с информацией,
  • выражать свою альтернативную точку зрения, искать различные варианты решения проблемной ситуации.

Преимуществом кейсов является, возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным в системе профессионального становления молодых педагогов и формирование профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми. Использование кейс технологий в полной мере способствует развитию у дошкольников ключевых компетенций:

  • информационной
  • социальной
  • коммуникативной,
  • деятельностной,
  • здоровьесберегающей

В процессе освоения кейс технологии дети учатся получать необходимую информацию в общении, умение соотносить свои устремление с интересами других детей, учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, вступать в дискуссию и учатся отстаивать свою точку зрения, умение принимать помощь и умение работать в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, учиться применять самостоятельно без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без каких-либо затруднений.

Чем же кейс отличается от проблемной ситуации? Главное отличие что кейс не предлагает проблему в открытом виде как в проблемной ситуации, а участникам образовательной деятельности предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Суть кейса состоит в том, что усвоение нового является результатом активной самостоятельной деятельности по разрешению противоречий в результате чего и происходит творческое овладение навыками умениями и развитие мыслительных способностей.

Главные составляющие любого кейса это:

  • проблема, которая предполагает несколько вариантов ее решения не менее двух и более,
  • вспомогательная информация,
  • задание, мотивирующее детей к поиску решения,
  • рефлексия

педагог может брать идеи для кейса из реальных жизненных ситуаций; рассказа коллег, педагога, родителей; произведений художественной литературы; песен; мультфильмов. Можно пользоваться готовыми идеями детей для кейса, основанные на реальном, фактическом материале или же приближенные к реальной ситуации, они наиболее понятны как взрослым, так и детям.

Семь признаков хорошего кейса:

  • кейс должен соответствовать четко сформулированной цели создания,
  • быть актуальным,
  • способствовать развитию аналитического мышления,
  • иметь разные варианты решения, не менее двух и более,
  • располагать соответствующим уровнем трудности,
  • отображать типичные ситуации,
  • дискуссия является обязательным признаком.

Чаще всего кейс технология использует описание реальных социальных ситуаций, с помощью методов, которые так и называются кейс методы.

В работе с дошкольниками используются такие кейс методы как:

  • кейсы - стади (ситуации),
  • кейсы иллюстрации,
  •  фото – кейсы.

Метод кейс-стади включает себя анализ конкретных ситуаций и конкретный период времени где формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию и диагностируют проблему, представляют идеи, пути, способы решения в обсуждении со своими сверстниками

Этапы работы по данному методу:

  1. постановка проблемы, педагог формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию, фиксирует внимание на осмысление в проблемной ситуации и мотивирует детей к поиску фактов, которые могут реально взаимодействовать. Дети осознают проблему, входят в проблемную ситуацию и концентрируется на поисках решений данной ситуации.
  2. мозговой штурм, роль педагога сводится к тому что, он организует детей в малые группы и подгруппы, вовлекая детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации и помогает проанализировать принятые решения, а может быть несколько решений. Деятельность детей происходит в группе они находят совместное решение, здесь очень важно выслушать каждого ребенка и принять высказывание детей, найти такое оптимальное решение, которое бы устраивало всех, и формулирует выводы.
  3. презентация, педагог организует презентацию решения кейса, а дети участвуют в распределении ролей, представляя свои варианты решения проблемы, сравнивают, могут оценивать свой вариант решения и своих сверстников.
  4. рефлексия, педагог побуждает детей к поиску ситуаций в которых можно применить полученные знания и навыки, дети применяют знания в различных ситуациях или хотя бы проговаривают как можно данное знание использовать в другой может быть аналогичной ситуации.

Метод кейс иллюстрация. В основу метода положены иллюстрации, где показана смоделированная или реальная какая-то ситуация. Она конечно же должна быть проблемной, текст к иллюстрации характеризующего ситуацию должен содержать правильно поставленные вопросы, мотивирующие детей проанализировать ситуацию разобраться в ее сути и предложить возможные решения проблемы и выбрать лучшие варианты из тех которые предлагают дети в ходе работы. Рассматривая иллюстрацию, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение и могут на основе каких-то решений, предложений строить прогноз.

Метод фото – кейса, в него входит фотография или может быть картинка сюжет которого отражает какую-либо проблему; текст кейса, который описывает совокупность событий; задание - правильно поставленный вопрос; в нем должна быть мотивация на решение проблемы, это может быть один вопрос или несколько вопросов, и конечно же рефлексия

Алгоритм работы над решением кейса. Это опять же этапы:

Подготовительный, здесь рассматривается деятельность педагога, который знакомит детей с ситуацией, иллюстрацией или фотографией. В ходе рассматривания зачитывает текст, дети рассматривают иллюстрации или фотографию.

Мотивационный, здесь очень важно поставить правильный вопрос «Как вы думаете в чем проблема?» дети совместно с педагогом выделяют проблему, определяют целевую установку и в ходе мозгового штурма педагог старается активизировать детей при помощи ключевых вопросов и опорой на эмоциональный чувственный опыт детей осуществляет координационную работу, очень умело тактично направляет поисковую деятельность детей, дети высказывают свои варианты решения проблемы и мы выслушиваем все варианты принимаем их, но тем не менее побуждаем детей выбирать те которые наиболее эффективно будут оказывать помощь в решении данной проблемной ситуации.

Выбор решения, педагог вовлекает детей в процесс составления плана действий, что нужно сделать для того чтобы решить проблему, а дети демонстрируют свои умения логически мыслить, высказывают суждения может быть отстаивают свою точку зрения.

Оценочно – рефлексивный, здесь дети размышляют, выдвигают аргументы, применяют уже полученные знания.

Данные методы активизируют мыслительную деятельность детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, развивают у них такие качества как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, очень важные качества, которые необходимо формировать у наших детей с помощью кейс методов. В заключение очень хочется сказать о том, что работа над каждым кейсом требует от педагога времени, но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение педагога с детьми посредством кейс методов, как технологии решает педагогические задачи, повышая тем самым уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейса может самостоятельно проектировать не только образовательной ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками, но при этом важно помнить, что любая моделируемой ситуация должна предполагать вариативность решений, мнений, разных точек зрения. Главное не давать готовых решений, а важно побуждать детей к поиску альтернативных решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологий в работе с дошкольнтками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Алгоритм взаимодействия педагога с детьми при использовании кейс-технологии в практике работы с дошкольниками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию в средней группе по теме: «Угроза исчезновения животных.Создание красной книги» с использованием кейс-технологии

Познакомить учащихся с редкими животными, занесёнными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательны...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование кейс – технологий в работе с детьми по развитию экологической грамотности»

В наших руках есть возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мысл...