Создание условий для повышения двигательной активности детей в образовательной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями.
материал

Неустроева Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Создание условий для повышения двигательной активности детей в образовательной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями.

«Движение – это жизнь». Потребность в движении дана человеку природой.

Растущий организм ребенка особо нуждается в движении. Физическое состояние и здоровье ребенка невозможно без двигательной активности.

Что же такое двигательная активность? Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка, а также приобщение его к здоровому образу жизни.

ФГОС ДО (Федеральный государственные образовательный стандарт дошкольного образования) включает в себя пять образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Одно из приоритетных направлений ДОУ является: «Формирование, сохранение и укрепление физического здоровья детей».

Физическое развитие детей включает в себя приобретение двигательного опыта в различных видах деятельности: связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,  как гибкость, координация, развитие равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук; знакомство с правилами выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки,  повороты в обе стороны, овладение подвижными играми с правилами, овладение нормами и правилами ЗОЖ (в питании, двигательном режиме, закаливании и т.д.)

В физическом воспитании выделяют три вида двигательной активности:

  • Регламентированная (НОД, физкультура, музыка и физ. минутки);
  • Частично-регламентированная (совместная деятельность, прогулки, п\и, игры, требующие соблюдение правил);
  • Нерегламентированная (самостоятельная).

Какие же условия необходимо и можно создать для развития двигательной активности детей?

Это конечно: оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, прогулочных участков, разнообразный спортинвентарь, а также создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.

В нашем детском саду  имеется просторный музыкальный зал, в котором имеется необходимое оборудование. На групповых участках также имеются  необходимые условия и оборудование для развития двигательной активности детей: скамейки, лестницы для лазания.

Для полноценного физического развития детей большое значение имеет создание благоприятной предметно-развивающей среды в группах ДОУ. Этому вопросу уделяется важное внимание при оборудовании наших  групп.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть: содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативна, полифункциональна, доступна и безопасна. Все эти критерии учитывались при создании среда в своей группе.

  1. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей. Образовательное пространство оснащено спортивным, игровым, оздоровительным инвентарем и материалами.
  2. Трансформируемость пространства предполагает изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
  3. Полифункциональность материалов предполагает использование различных составляющих предметной среды: матов, массажных дорожек, мягких модулей и т.д.
  4. Вариативность среды предполагает: наличие в группах различных пространств (физкультурного, для игры и т.п.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих двигательную активность детей.
  5. Доступность среды выражается в свободном доступе детей к играм и пособиям.
  6. Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по безопасности их использования.

В каждой группе организован центр двигательно-игровой активности, в котором имеется достаточное количество спортинвентаря (мячи, скакалки, мешочки для метания, кегли спортивные игры,  массажеры, корригирующие дорожки и т.д.) для организации разнообразной двигательной активности детей в группах и на прогулках, для выполнения основных видов движений: прыжков, бега, подлезания и т.п., что позволяет более эффективно осуществлять как групповые, так и индивидуальную работы с детьми.

Разработаны картотеки физминуток, утренних гимнастик, пальчиковых игр, подвижных игр, основных движений, гимнастик пробуждения.

Оборудование физкультурного уголка периодически обновляется: покупается, изготавливается самостоятельно или с помощью родителей нестандартное оборудование, атрибуты для организации двигательной активности детей в группе и на прогулке.

Для родителей периодически оформляется и обновляется информация и рекомендации по организации двигательной активности в семье, по ЗОЖ и т.п.

Ежедневная двигательная активность детей должна составлять не менее 1 часа. такую активность в детском саду мы  стараемся обеспечить следующими мероприятиями:

  • Утренняя гимнастика, физическая культура (НОД);
  • Двигательная активность на прогулке: подвижные игры, игровые упражнения на прогулке;
  • Физминутки;
  • Гимнастика после сна, дыхательная гимнастика;
  • Активный отдых: спортивные праздники, физкультурные досуги, развлечения;
  • Самостоятельная двигательная активность в течении дня;
  • Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (массажные дорожки);

Физкультурные занятия для дошкольников  проводят не менее  трех раз в неделю (один раз на улице, два раза в помещении). Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

  • В младшей группе -  15 минут;
  • В средней группе – 20 минут
  • В старшей группе – 25 минут;
  • В подготовительной группе – 30 минут.

Работая в этом направлении важно следить, чтобы все формы двигательной активности в детском саду, как организованные, самостоятельные и индивидуальные положительно отразились на физическом,  психическом развитии детей, на развитии их общей и мелкой моторики.

Модель двигательного режима

Утренняя гимнастика

День здоровья

Утренняя гимнастика

Физкультурный праздник

Дыхательная гимнастика

Подвижные игры на прогулке

Физкультурное занятие

Физкультурный досуг

Физкультминутка

Игры с движениями и словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...

Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватно их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширения двигательного опыт...

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Представление опыта работы по созданию условий для самостоятельной двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.Проведение мастер-класса с педагогами....

Презентация.Создание условий для оптимизации двигательной активности детей через театрализованную деятельность.

Создание условий для оптимизации двигательной активности детей через театрализованную деятельность....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Эффективно использовать нестандартное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности. В представленной...