Роль музыки в нравственном воспитании дошкольников
консультация

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_nravstvennom_vospitanii.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в нравственном воспитании

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом  —  угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Дети-дошкольники быстро впитывают всю окружающую информацию, не всегда осознавая, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому нравственному воспитанию в ДОУ  уделяется сейчас максимум внимания.

Понятие «нравственность» включает в себя  внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

— Нравственных чувств (ответственности, гражданственности, патриотизма);

— Нравственного облика (терпения, милосердия);

— Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

— Нравственного поведения (готовности помогать,  послушания и т.д.)  

 

Немаловажную роль в вопросах нравственного воспитания  дошкольников играет музыка.   Она  обладает могучим эмоциональным воздействием, пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка — это сильнейшее средство формирования не только эмоциональной культуры, чувств, но и нравственности. Суть нравственного воспитания через музыкальную деятельность  состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом  родных и близких людей, тех, кого мы зовём соотечественниками.

Музыкальные НОД  с точки зрения нравственного воспитания  способствуют становлению характера, норм поведения; формируют нравственные качества личности; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Содержание музыкальных произведений, отбираемых для музыкальных НОД, должно быть направлено на формирование этических представлений детей и развитие духовных ценностей.

При отборе музыкальных произведений для музыкальных НОД  следует учитывать их педагогическую направленность. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример.  Возникает слияние «музыкальности» и «нравственности».

Большие потенциальные возможности нравственного воздействия заключаются в народной музыке. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, знакомятся с  понятиями: «народная музыка», «народные праздники», «народные инструменты».  Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство  уважения к своим историческим корням, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Еще одна грань нравственного воспитания, успешно осуществляемая посредством музыки — воспитание патриотизма. Что для ребенка Родина? Это, прежде всего, мама, семья. Все дети любят своих мам. Поэтому, песни  о маме так устойчиво вошли в детский репертуар. Старшие дошкольники воспринимают это понятие шире. Для них Родина — это родной город, страна, армия, Победа в Великой Отечественной войне, близкие люди. Музыкальные произведения, в которых освещается тема Родины, России, родного города, а также песни военных лет и современные песни о войне воспринимаются детьми с большим энтузиазмом.

Чувство любви к родной природе — ещё одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с раннего детства, ближе ему и легче для детского восприятия.  Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов  помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведений, воспевающих красоту родной природы.  «Жаворонок», муз. М. Глинки; цикл  П. Чайковского «Времена года»; «Фея осени», «Фея зимы» из балета «Золушка», муз. С. Прокофьева, «Море», муз. Н. Римского-Корсакова и многие  другие произведения способны вызвать у детей разнообразные эмоциональные переживания (чувство радости, грусти, нежности, доброты). Помимо нравственного аспекта, музыка русских композиторов-классиков  имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, осваивает ценный культурный опыт поколений.

 При этом такая музыка должна звучать не только на музыкальных НОД и детских праздниках — этого будет недостаточно. Она может стать добрым помощником педагогам в работе по нравственному воспитанию дошкольников.  Звучащая в процессе совместной деятельности или в повседневной жизни группы музыка оказывает положительное воздействие на процесс становления нравственных качеств дошкольников. Фольклорные игры с пением  или хоровод  на прогулке, русская классика, звучащая в группе, песни Победы на НОД, рассказывающих о войне, народная колыбельная перед дневным сном — вариантов очень много.

Подводя итог, хочется отметить: музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры воспитанника.  Музыка с духовно-нравственным подтекстом не только обогащает внутренний мир ребенка  яркими переживаниями, но и способствует становлению характера, норм поведения. Комплексная работа по нравственному воспитанию средствами музыки позволяет увидеть выпускника детского сада самостоятельным, активным, инициативным человеком, любящим свою Родину, эмоционально отзывчивым на музыку, красоту, человеческие качества.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в нравственном воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей о том, что музыка является ключом в нравственности ребенка-дошкольника...

"Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей по теме: "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...

Музыка в нравственном воспитании дошкольников

Одна из самых актуальных и объёмных проблем, стоящих перед современным обществом – духовное и нравственное воспитание личности, формирование эстетического вкуса и потребностей к искусству.Дошкольный в...

«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении ...

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников.

Музыка – это сложный мир искусства. Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жи...

Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребе...