Проект " О чём звенит колокольчик?"
проект (подготовительная группа)

Матулевич Елена Васильевна
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_o_chem_zvenit_kolokolchik.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»,  СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«О чем звенит колокольчик?»

“Чудный звон колоколов

радость в душах пробуждает…”

(С. Трофимова)

Тип проекта: познавательно-исследовательский 

Руководитель проекта: воспитатель Матулевич Елена Васильевна

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы «Улыбка», воспитатель группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Предмет исследования: «Колокольчик».

Объект: воспитанники подготовительной к школе группы.

Цель: познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом – колокольчиком и особенностями его звучания;

Задачи:

Развивать познавательный интерес к истории культуры малой Родины через знакомство с играми, традициями.

Познакомить детей с многообразием колокольчиков, с их звучанием, материалом из которого их изготавливают.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. 

Актуальность проекта        

Одним из важнейших культурных явлений Руси и России является колокольность. Как летописная страница начинается с буквицы, так колокольным звоном открывались многие памятные страницы истории. Давным-давно, в старые времена, когда не было ни часов, ни телефонов, ни телевизоров и даже компьютеров, вся жизнь человека проходила под колокольный звон. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Ребята стали рассматривать колокольчик, Ариана спросила: «Как появился музыкальный колокольчик?», Какие бывают колокольчики? А Еремею было интересно: В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик нужен?

         Колокол — это уникальный инструмент. Каждый удар колокола образует такое созвучие, состоящее из множества призвуков, которое способно разноситься на огромные расстояния не только вширь наших просторов, но и ввысь. Эти звуки объединяют все земное и небесное, проникают во всё живое и неживое, отзываются в сердцах людей хотят они того или не хотят.

            

Этапы проекта:

Подготовительный: 

  • изучение научной, методической, педагогической литературы по теме;
  • организация родителей для углубления в мини-темы проекта – «Виды колоколов», «Колокольни», «Музыкальные колокольчики»;
  • подбор дидактического и иллюстрированного материала для создания фото презентаций для детей;
  • подбор и разработка авторских игр и этюдов;
  • подбор музыкального материала звучания колокольных перезвонов, песен о колоколах и колокольчиках;
  • подбор поэтического материала о колоколах и колокольчиках;
  • погружение детей в сказочный мир музыкальных колокольчиков для создания ими сказок о колокольчиках.

Основной этап

  • Литературная гостиная.
  • Беседа «Применение колокольчиков». Функциональные назначения колокольчика
  • Знакомство с историей происхождения колоколов на Руси; виды колокольчиков, изучали устройство «колокола»
  • Беседа «Волшебные свойства колокольчика»
  •  Наглядно – демонстрационный материал  
  • Познавательная деятельность «Колокольчики бывают разные»
  • Дидактические игры: чудесный мешочек с колокольчиками», «Собери колокол», «Найди пару», «Весёлый лабиринт», «Четвертый лишний», «Угадай, какой колокольчик пропал», «Найди отличия».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Тревожный колокола звон – потуши скорей огонь», «Рыболовные сторожки», «На корабле», «Звонари», «Сувенирная лавка».
  • Чтение и обсуждение сказки И. Рутенина «Сказка про колокольчик»;
  • чтение разучивание пословиц, преданий, песен по теме;
  • продуктивная дечтельность

-лепка колокольчиков из пластилина ;

- Аппликация «Золотой колокольчик»

- из подручных материалов «Колокольчик звенит»

  • рассматривание иллюстраций с изображением храмов, церквей
  • оформление фотовыставки «Колокола мира»
  • виртуальная экскурсия «В мир колокольчиков

Взаимодействие участников проекта

Работа с родителями                                                                                                                                                              

     1. Создание папки-передвижки детских сказок про Колокольчики.

2. Создание совместной коллекции колокольчиков.

3. Прогулка с детьми Свято-Георгиевского храма в г. Заводоуковске.

4. Создание в семье благоприятных условий для развития познавательного интереса ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; Способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;

                   

Принципы проектной работы:

- учет возрастных особенностей дошкольников;

- опора на интересы детей;

- наглядность;

- взаимодействие воспитателя, детей и родителей;

- сотрудничество и взаимоуважение.

Продукт проектной деятельности:

- выставка - коллекция «Мини-музей колокольчиков».

В группе был организована мини – музей «Русский колокольчик». На нем были представлены колокольчики разных размеров, изготовленные из разных материалов. Рассматривая их, дети восхищались разнообразием представленных колокольчиков, их неповторимостью, особенностью звучания.

Интеграция образовательных областей и используемые формы работы:

1. Развитие речи (беседы; описательные рассказы; обогащение и расширение словарного запаса детей, заучивание считалок, стихов; описательный рассказ из истории своего колокольчика «Расскажи, откуда «я»?).

2. Знакомство с окружающим миром с русским фольклором (разучивание народных игр).

3. Чтение   художественной литературы (стихи, песни, загадки).

4. Социализация (помощь в сборе экспонатов для мини-музея).

Все эти образовательные области неразрывно связаны между собой и постоянно перекликаются, невозможно познакомить детей с экспонатом, не рассказав о нем, не попробовав и не прослушав, как он звенит, а уж, если слушать звон колокольчика,  то и разучить песенку, игру, считалочку, невозможно не спеть и не с танцевать, ведь колокольчик – это нетрадиционный символ России, олицетворяющий красоту русских полей, и тревожный набат колокола, и переливный колокольный звон, это и колокольчики, украшающие наш быт.

                 

Заключительный этап

Дети вместе с родителями углубили свои знания о видах колоколов, о колокольнях и звонницах, о частях колокола и колокольном звоне, о звонарях на Руси, о профессиях, связанных с изготовлением бубенцов, колоколов и колокольчиков. Колокола и их звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре России. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах историю колокола, узнать применение колокольчиков. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности. Данный проект должен заложить фундамент для будущего гражданина, маленького патриота своей Родины, заинтересованного сохранять и приумножать наследия других поколений. Каждый день в нашей группе появлялись всё новые колокольчики. Ребята уже самостоятельно размышляли о материалах, из которых сделаны колокольчики, об особенностях их звучания, применении. В ходе проекта нами был реализован интерактивный принцип работы. Дети могли не только рассматривать предмет, но и трогать его, играть с ним, вступать в диалог, придумывать о нем истории и сказки, показывать друг другу и т. д. Полнота восприятия дошкольника увеличивается, когда он дотрагивается до вещи, играет с ней, приобретая при этом опыт личного соприкосновения с культурой через предметный мир. Колокольчик - это часть нашей истории, а историю нужно помнить и знать. 

Нам предстоит еще много узнать. о звонарях на Руси, о профессиях, связанных с изготовлением бубенцов, колоколов и колокольчиков. Например, что колокола и их звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре России. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности.

           

Литература:

1. «Колокольчики России» — коллекция колокольчиков В.И. Хрунова

2. Адель Алексеева, «Колокольчик»

3.Горохов В.      «Повседневная жизнь России под звон колоколов».

4.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.,1995.

5.Пухначев Ю. «Колокол» (Ж. «Наше наследие», стр.11, 13, 110).

6. nsportal.ru Социальная сеть работников образования.

7. download-sounds.ru/ kolokola


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего звена дошкольного учреждения» ПРОЕКТ

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей...

Проект «Звенит капель в весенний день»

Дать детям представление о времени года «весна»Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениямСоздавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным...

"Звени, звени златая Русь"

Методическая разработка мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности для детей подготовительной к школе группы...

Детско - взрослый познавательно - творческий проект "О чем звенит колокольчик"

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. ...

Сценарий праздника ко Дню независимости – 12 июня в ДОУ «Звени, звени, злотая Русь!»

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна? " – Да тем...

Тема «Ты звени, звени мой бубен»

Занятие для младшей группы. Развивать речь , как средство общения. Развивать коммуникативные способности детей. Продолжать знакомить с музыкальными игрушками....

Развлечение "Звени, звени, златая Русь"

Данный материал предназначен для  детей подготовительной группы детского сада....