Статья
статья

Автушенко Полина Андреевна

Предварительный просмотр:

УДК 376.37

Формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи смыслового восприятия текстового сообщения

Кутц Полина Андреевна,

Е-mail: kuttcpolina@list.ru 

Восприятие речи требует от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, в основном, мыслительной деятельности, поэтому его принято считать интересным и сложным процессом.

Фонематическое восприятие, когнитивные процессы, языковые представления, пространственные схемы являются основными факторами, определяющими продуктивность смысловой обработки речеязыкового материала дошкольников с общим недоразвитием речи. Для осуществления процесса понимания речи необходимы операции: удержание звуков и слов в оперативной памяти, выделение звуков (фонем) из речевого потока, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения. Такой сложный процесс может быть размещен в ряде участков мозга – височных (обеспечивающих акустический анализ речи и удержание информации), нижне-теменных (обеспечивающих кинестетический анализ звуков), височно-теменно-затылочных (обеспечивающих анализ грамматических конструкций), лобных (обеспечивающих активность, регуляцию и контроль протекания процесса). Необходима совместная работа акустического, кинестетического и пространственного анализаторов, расположенных в этих мозговых участках.

Нарушение в овладении смысловым восприятием значительно затрудняет коммуникацию, негативно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи и служит препятствием при овладении школьной программой.

        В связи с необходимостью комплексного исследования психолингвистических механизмов декодирования речи на разных структурных уровнях языковой системы были подобраны следующие экспериментальные серии.

Первая серия направлена на изучение особенностей смыслового восприятия речевого материала, представлявшего собой слово. Задания ориентированы на рассмотрение слова как носителя комплекса семантико-акустико - графических черт, характеризующихся единством смысловой организации. С этой целью выявлялся уровень сформированности звуко-слогового анализа в процессе выбора слов. Задание давалось испытуемым, владевшим элементарными навыками чтения. Детям предлагалось прослушать слова и определить, какое из них произнесено с ошибкой. В данной серии были получены следующие ответы: 3 детей назвали слово «красный», 3 детей отметили слово «синий», 2 детей назвали слово «желтый», 2 детей назвали правильный ответ – «долога» (дорога). 

Вторая серия направлена на составление пары слов из трех предложенных. В данном случае целью являлась оценка состояния категориально - понятийного аппарата учащихся, способа установления ими межпонятийных связей. Ответы испытуемых квалифицировались по принципу правильные/неправильные, проводился качественный анализ комментариев к ответам. Отдельно фиксировались ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия, когнитивных процессов, языковых представлений. Были получены следующие ответы: 6 ребят неправильно составили словосочетания («аллея Оля», аллея гулять» и т.д.), 4 детей выполнили задание верно («гулять по аллее», веселая Юля»).

Речевой материал был представлен в виде слов, имевших сходство по акустическому признаку, с одной стороны, и по категориально-семантическому признаку, с другой стороны. Детям предлагалось составить пару слов, наиболее подходивших друг к другу, без опоры на алгоритм выбора. Сделав выбор, ребенок должен был объяснить его по инструкции экспериментатора. Речевой материал предъявлялся ребенку на слух.

Семантическая стратегия, направленная на расшифровку лексического значения слова с опорой на анализ его семантического ядра. Структурно-акустическая стратегия, ориентированная на анализ звуко-слоговой структуры слова, предполагающая выделение фонетических эталонов в качестве значимых признаков смысловой обработки. Немотивированная стратегия, реализующаяся в ситуации, когда при наличии ответа у ребенка отсутствует объяснение принципа выбора слова.

Таким образом, развитие продуктивного уровня смыслового восприятия у детей с нарушениями речи осуществляется благодаря разработанному комплексу коррекционно-развивающих упражнений, в рамках которого предполагается последовательная оптимизация интерпретационных, дифференциально-семантических, комбинаторных и верификационных языковых операций различных звеньев речевосприятия.

Список использованной литературы

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – Том 2. – М., 1960

2.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ В.П. Глухов – М., 2004. – 304 с.

3.Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Данилова, Л.А. – Л., 1977. – 310 с.

4.Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с ОНР).    Кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова  – М., 1985. – 241 с.

5.Жинкин, Н.И. Научное значение практической работы учреждений по оказанию помощи детям с тяжёлыми речевыми нарушениями / Н.И. Жинкин  Хрестоматия по логопедии. – М., 1997. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...