"Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой"
статья

Саломатина Алла Александровна

В наше  время интерес к чтению художественной литературы как  зарубежной , так и отечественной  падает . Компьютер, аудиотехника, которая  даёт  готовые  слуховые и зрительные  образы ослабила  интерес  к книге и  желание  с ней  работать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18» г. Курска

«Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»
(из опыта работы)

Подготовила
воспитатель
Саломатина А.А.

В наше  время интерес к чтению художественной литературы как  зарубежной , так и отечественной  падает . Компьютер, аудиотехника, которая  даёт  готовые  слуховые и зрительные  образы ослабила  интерес  к книге и  желание  с ней  работать. Современные  дети предпочитают  книге просмотр  телевизора  или  компьютерные  игры. Исчезают  традиции совместного  семейного  чтения  взрослого с ребёнком.
Не читая , человек  не  развивается , не совершенствует  свой  интеллект, память, внимание , не учится думать , делать выводы , анализировать.
А  книга  способна формированию и обогащению интеллекта, пополняет  словарный  запас, учит думать,  развивает  кругозор, позволяет  фантазировать.
Художественная  литература  позволяет  воздействовать на нравственное, эстетическое, духовное воспитание  детей; позволяет  и способствует  формированию и развитию всех  сторон речи:  фонематической, лексической, грамматической.
В саду  работа  по ознакомлению  детей  с художественной  литературой начинается с раннего  возраста. В своей практике я начинаю знакомство с красочной обложки, чтобы вызвать  интерес, любопытство. Потом ,читаю  текст, а  затем  рассматриваю с  ними  иллюстрации. Надо, чтобы картинка  следовала  за  словом , а не наоборот  -  иначе картинка может  увлечь  ребёнка  так,  что  дети  не « услышат» слова  т.е. зрительный  образ  « не сольётся» со  словом.
Знакомить  детей  начинаю с миниатюр народного  творчества:  потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные.
Дети  учатся  слушать речь  воспитателя, начинают запоминать  содержание. А так же у  ребёнка формируется  радостное  настроение. В  народном  фольклоре отображены нормы поведения , которые имеют воспитательное  значение:
« Ай,лады,лады,лады
Не боимся  мы воды,
Чисто умываемся
Детям  улыбаемся»
У детей  дошкольного  возраста воспитываю  интерес  к  книге  с  иллюстрациями. Формирую умение  сосредотачивать внимание  на  тексте , слушать  его  до  конца , понимать  содержание  откликаться на  него. В этом  возрасте  дети  способны  понять и запомнить сказку , песенку , стихотворение. Но  речь  детей  недостаточно выразительная  в  силу  их  возраста.
В  среднем  возрасте  углубляется  работа  по  ознакомлению  детей  с  художественной литературой. Возможен ( в этом  возрасте)  небольшой анализ произведения. Учу детей  отвечать на вопросы  по сказкам, рассказам, стихам:  «Какими  словами  начинается ?» , «Чем  заканчивается» .Беседа  по  произведению  развивает  умение  размышлять , высказывают  своё  мнение к  персонажам, их  поступкам , качествам  характера, поведению.
В старшем  возрасте у детей уже  должен  возникнуть интерес  к  книгам, желание слушать их  чтение.  Накопленный  опыт  позволяет  ребёнку  понять  идею  произведения,  поступки  героев их поведение. Дети  начинают  замечать  и отмечать  своеобразие  авторского слова ( сказки  Пушкина),  особенности  языка, воспроизводить её.
Знакомство  с художественной  литературой  происходит  не  только  во  время НОД. Чтение , рассказывание ,заучивание  стихотворений  организуется  во все  моменты  жизни  пребывания детей в детском  саду.

Воспитатели  вместе  с  родителями  являются  первыми  «проводниками» ребёнка  в мир  книги .В  детском  саду  воспитатель  начинает  приобщать детей к  художественной  литературе , вызывает  интерес  к чтению, ведёт  работу с родителями  , рекомендует книги , которые желательно  читать  детям  дома.

Наши  дети дошкольного  возраста  не  читатели , а слушатели, поэтому воспитатель должен владеть  навыками  выразительного  чтения  художественной   литературы.  А  именно :
речь  должна  быть яркой, эмоциональной , выразительной ,с  нужной  интонацией , умением регулировать  силу  голоса(тембр),темп  речи. При чтении   должна  быть  правильная  артикуляция звуков, нужная  мимика, настроение. Например  ,читая  сказку
« Заюшкина  избушка» ,где  лиса- хитрая  обманщица просит  Зайку  пустить  её  в дом  
« Пусти ,  меня зайка в дом»с интонацией  прошения, умиления ,лести. Или «Как  выскочу, как  выпрыгну, пойдут клочки…» с угрозой, свирепожестоко.

В своей  работе  по ознакомлению  детей  с художественной  литературой  я  замечаю, что дети  активно  воспринимают  литературу : сопереживают  героям  , испытывают (вместе с героями)чувство страха, напряжения , в  определённые  моменты рассказов  или  сказок. И чувства  облегчения , удовлетворения при  победе  справедливости.

У  детей  возникает  желание  подражать  нравственным  поступкам героев. Например, в вежливости и уважении в рассказе  « Волшебное  слово» ,»Печенье»А.Осеевой,  или о дружбе в рассказе Толстого  « Два  товарища». Дети  активно включаются в  процесс  чтения , анализа , инсценировки , с так же рассматриванию книг  и  иллюстраций.  Не забываю  знакомить  детей  с писателями  , с историей  создания  произведений ( В более  старшем  возрасте).

При  ознакомлении  детей  с художественной  литературой  пользуюсь  следующими  методами  и приёмами:
-словесным: чтение , беседа, заучивание ,пересказ.
-практическим: драматизация, инсценировка( когда  проговариваются роли),изображение  прочитанного  в  ИЗО, дидактические  игры.


-наглядными :  показ  иллюстраций просмотр  видеороликов оформление  выставок, театр.

В группе имеется  книжный  уголок с  портретами  писателей,  составлено перспективное  планирование по  ознакомлению  с художественной  литературой , организована  выставка «книжек- самоделок». Так же осуществляется  работа  с  родителями  : оформление  информационных  стендов с рекомендациями  о  том , что можно  почитать  детям дома, папки-  передвижки  «Положи  своё  сердце  у чтения», проведена  анкета .Вместе с родителями   изготавливали  « книжки-самоделки».  Проводится  работа  по  изготовлению  дидактических  игр : «Отгадай  и назови  сказку», «Собери  сказку», «Теремок».
Художественная  литература , ее  чтение  позволяет  установить  эмоциональный  контакт  с  ребёнком. Она  традиционно  используется  в  целях  умственного, нравственного и  эстетического  воспитания  дошкольников , является  развивающим и образовательным средством.
Знакомя  детей  с  художественной  литературой  в  детском  саду   мы  воспитываем   интерес  и любовь  к  книге  , формируем  будущих  читателей В.А.Сухомлинский  писал «Чтение  книги-тропинка  по  которой  умелый , умны
й, думающий  воспитатель находит  путь  к  сердцу  ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...

Необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Проблема необходимости приобщения к художественной литературе обусловлена тем, что мы живем в век развития электроники, поэтому , совершенно необходимо воспитать в детях любовь к книге уж...

Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой во 2 младшей группе.

Очень важно правильно спланировать на год работу с детьми по всем образовательным областям так, чтобы каждый вид детской деятельности закреплял знания и умения детей, полученные при предварительной ра...