Статья "Создание предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ" средняя группа
статья (средняя группа)

Петрова Наталья Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

  Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении -  правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

Организационные требования к созданию предметно-развивающей в дошкольном образовании. 1. Предметно-развивающая среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.

2. В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса. 3. Предметно-развивающая среда должна отвечать критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии со спецификой образовательного учреждения; - санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий.


Основные принципы создания среды:

При создании предметно — развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

- Принцип информативности, предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; - Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:

- зону для спокойной деятельности;

- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.);

- рабочую зону.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.


С целью активного вовлечения родителей в процесс создания предметно - развивающей среды для детей используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются:

Познавательный:  родительские собрания в нетрадиционных формах, круглый стол и т.д.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах, совместные субботники, совместные проекты и т. д.

 Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

 В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

 Наглядно-информационный: родительские уголки, фотовыставки, выпуски интересных материалов на сайте ДОУ, открытые занятия, тематические недели.

В сочетании выше изложенных форм работы с родителями следует отметить положительные результаты в развитии коррекционно-развивающей среды в ДОУ. Родители активно включаются в работу детского сада и понимают значимость коррекционной развивающей среды нашего учреждения. Без родительской поддержки процесс воспитания и обучения, по крайней мере, был неполноценный. Поэтому особое внимание должно уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей и дифференцированный подход к семьям разного типа.

Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.

При создании предметно-развивающей среды нашей группы нужно учитывать специфику ОУ и придерживаться следующих принципов: - оптимальная насыщенность — материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду; - разнообразие - наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;

 - стабильность - материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;

 - доступность - расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка; - полифункциональность, возможность трансформирования и т. д.

Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической  поддержки детей в течение дня.

При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности

детей.

Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.

Для снятия психологического напряжения и агрессии  гиперактивных детей мы пополняем уголок психологической разгрузки различными новыми играми, опираясь на рекомендации  психолога и  используем свой творческий подход. Наши игры способствуют  развитию внимания, моторики и координации движений, содействуют снятию психоэмоционального напряжения.

Материалы для уголка подбираются с учетом их основного назначения:

-Для психологической разгрузки воспитанников;

-Для формирования навыков бесконфликтного общения, согласованных действий в детском коллективе;

 -Для обеспечения эмоционального комфорта детей  (тревожных, гиперактивных, агрессивных)

В своей  работе с детьми используем:

- «Коврик злости». Так же  помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства злости. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Можно сказать детям, что когда они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет

- «Коврик  примирения». Развивает  коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты . При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "коврик" и решить свой конфликт с помощью  стихотворений – мирилок. Это очень помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

- «Стул для размышлений Добрый Гном» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т. д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

-«Пуфик  доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться;

- Уголок  уединения.

Таким образом, ежедневные  психологические игры и упражнения с нашими детьми помогают им снять усталость, мышечное и эмоциональное напряжение, выплеснуть гнев и злость, забыть обиду. Дети стали дружнее, спокойнее, чаще настроены на спокойный позитивный лад.

Литература:

  1. Леоненко О.Б. Внутрегрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2009.-№5-с.47-56.
  2. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ//Организационно – методический аспект.-М.: Сфера, 2007.-56с.
  3. Тулина Н.И. Эмоционально – психологический комфорт детей в детском саду//Управление ДОУ.2008.-№8.-с.83-88.
  4. Шубина Л.Ю. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2009.-№4-с.44-49.

5.       Гилева, Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Гилева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1128-1139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....