«Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры»
статья (младшая группа)

Хмелёва Ирина Николаевна

 Аннотация. Дошкольное детство – удивительный возраст! Можно мечтать о своём будущем, думать, кем быть, выбирая самые удивительные профессии. Свою мечту воплощать в играх: сегодня - врач, завтра - банкир или даже президент.... Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры»

                                                Хмелёва Ирина Николаевна

                             Воспитатель 1 квалифицированной категории        

Гоcударственное бюджетное дошкольное учреждение       детский сад 23 Колпинского района Санкт-Петербург

e-mail.: abramenkova-78@mail.ru

 Аннотация. Дошкольное детство – удивительный возраст! Можно мечтать о своём будущем, думать, кем быть, выбирая самые удивительные профессии. Свою мечту воплощать в играх: сегодня - врач, завтра - банкир или даже президент.... Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

 «Игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых.

Цель: Расширять и обогащать представления детей о профессиях, посредством сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

  • Создавать условия для формирования интереса и закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми в результате труда.
  • Обогащать представления детей о профессиях.
  • Расширять словарный запас - знание профессий Южного Урала, обогащать кругозор, путем ознакомления детей с предметами заместителями, необходимыми в работе людей различных профессий.
  • Повышать детскую самостоятельность, активность, любознательность.
  • Развивать творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации;
  • Привлекать родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
  • Побуждать детей использовать полученные знания о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх.
  • Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать им помощь.

Ключевые слова: Игра, ребенок, профессия

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.

Свою работа по ранней профориентации дошкольников я строю с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, само регуляции поведения.

Для реализации  профориентационной деятельности, необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия я приглашаю родителей, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых.

К профориентационным играм можно отнести целый класс игр, объединенных названием “Угадай профессию”. Это: “Профессия на букву...”, “Кто использует в работе?” (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), “Ассоциация” (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа “Какой запах (цвет) у профессии?”, “Профессия – результат”, “Женские – мужские профессии”, “Кто больше назовет предметов”, детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др. ).

Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла и т.д.

Непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда взрослый выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той, или иной профессии.

Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Структура сюжетно – ролевой игры.

  • Замысел
  • Сюжет
  • Роль
  • Игровые действия
  • Игровые правила.

В результате проводимой работы будут достигнуты следующие результаты:

1. Дети заинтересуются на самостоятельное знакомство с рядом профессий

2. Дети научатся отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. У детей появится представление о востребованных в обществе профессиях.

4. Родители станут активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Вывод: современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума. Следует воспринимать сюжетно-ролевые игры как важное средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых, особенно в связи с изменениями, вызванными реализацией ФГОС дошкольного образования.

На основе выводов сделаны следующие рекомендации:

  • необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально – игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы-заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно- ролевых игр;
  • обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых, и ранняя профориентация воспитанников - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и весь дошкольный период.

Источники:

  1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, ТА. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

      3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014

      4. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис                        2003. - 125 с.

       5. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной         действительностью [Текст]: перспективное планирование работы        с детьми 3 -         7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников Конспект сюжетно- ролевой игры "Мы едем, едем, едем"

Сюжетно- ролевая игра по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта для детей среднего дошкольного возраста....

«Ранняя профориентация дошкольников через сюжетно-ролевую игру «Юные спасатели»».

Ранняя профориентация  дошкольников через сюжетно-ролевую игру    «Юные спасатели». Цель:Совершенствовать  работу по профориентации в ДОУ через сюжетно-ролеву...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры

Дети в дошкольном возрасте уже проявляют себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных областях. Предоставив ребенк...

Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...