Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры
консультация

Кононенко Наталья Алексеевна

Дети в дошкольном возрасте уже проявляют себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных областях. Предоставив ребенку как можно больше информации о мире профессий, мы можем в дальнейшем расширить возможности выбора профессиональной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Каков ребенок в игре, таким он будет в работе, когда вырастет»

А. С. Макаренко

Профессиональная ориентация - это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Ранняя профессиональная ориентация это система мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка, формирование представлений о профессиях, о роли труда в жизни людей, о целях, мотивах и результатах трудовой деятельности, воспитание уважительного отношения к труду.

Дети в дошкольном возрасте уже проявляют себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных областях. Предоставив ребенку как можно больше информации о мире профессий, мы можем в дальнейшем расширить возможности выбора профессиональной деятельности. В детском саду ребенок получает представление о профессиях и знакомится с их многообразием. Благодаря полученным представлениям, у детей формируются познания о работе родителей, появляется возможность познакомиться с рабочим местом той или иной профессии, а так же свойственными ей трудовыми операциями.

Цель ранней профессиональной ориентации заключается в том, чтобы наши дети понимали значимость и важность труда, уважали чужой труд и были готовы трудиться сами.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – новое и еще недостаточно изученное направление в педагогике дошкольного образования.

Уже с младшего возраста ребенок наблюдает за работой водителя, продавца и так далее и проявляет интерес к профессиям, например, водителя (рулит рулем и управляет машиной), поваром (готовит еду), посещает с родителями зоопарк и узнает, кто работает в зоопарке. Таким образом, ребенок получает конкретные, наглядные представления о мире, о жизни, о труде взрослых.

Дошкольное детство-это период игры. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.

Провести работу по ранней профориентации можно во время игры, т. к. большинство игр отражают труд взрослых разных профессий. Одна из самых походящих игр – сюжетно-ролевая.

Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях.

Сюжетно - ролевая игра дает возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Каким образом передаётся ребёнку игра?

#1055;ередача детям игровых умений в разновозрастной группе детей ( традиционная передача)

Оказывается, ребенок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей — от младших дошкольников, овладевающих «азами» игры, до детей предподросткового возраста, умеющих «хорошо играть».

Постепенно дети накапливают игровой опыт — и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее в такой непосредственной форме другому поколению младших детей.

Но современный дошкольник имеет мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время — большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста очень разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребенок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильным фактором разобщения детей являются и гаджеты, в которых они проводят много времени.

2. Воспитатель помогает ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в

игру.

В такой ситуации воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, должен помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

В игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил.

На занятиях игре не учат, ибо таковых не существует!

Часто возникает самое худшее — воспитатель начинает «проводить» с детьми игру так же, как проводит занятие, т. е. руководит, регламентирует, отводит каждому свое место, предписывает действия, оценивает и т. п. В группе возникает разученный в течение года привычный репертуар «сюжетных» игр: для каждой есть набор игрушек и атрибутов. Объявления воспитателя: «Сейчас мы будем играть в космос», — достаточно для того, чтобы дети включились привычно и слаженно в игру.

К сожалению, это не игра, а нечто, подобное «производственной» деятельности, где каждый знает свои функции, отведенное ему место и т. п.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку».

В формировании игры можно выделить три основных этапа:

1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями (педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом);

2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) (воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой);

3)усвоение способов построения сюжета(дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом).

С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Каковы особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды?

В младшей группе - развитие игр, связанных с трудовой деятельностью с отражением жизни и деятельности людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном. Развивая у детей интерес к труду взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, дорожки на участке расчищены.

Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Приемы руководства сюжетно- ролевыми играми дошкольников:

1) прямые приемы: совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и т.д.)

2) косвенные приемы: самостоятельная детская игра, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений (обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов, просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру).

С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые приемы, а с детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Другое дело, что с изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Хотя в дошкольных учреждениях не стоит проблема выбора профессии, но дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Литература

1. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста - Ростов н/Д.: Феникс, 2018г.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду-М: Линка-Пресс, 2009г.

3. Журнал «Справочник старшего воспитателя» - 2009г. №3

#1048;нтернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников Конспект сюжетно- ролевой игры "Мы едем, едем, едем"

Сюжетно- ролевая игра по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта для детей среднего дошкольного возраста....

«Ранняя профориентация дошкольников через сюжетно-ролевую игру «Юные спасатели»».

Ранняя профориентация  дошкольников через сюжетно-ролевую игру    «Юные спасатели». Цель:Совершенствовать  работу по профориентации в ДОУ через сюжетно-ролеву...

«Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей средствами сюжетно-ролевой игры»

Аннотация. Дошкольное детство – удивительный возраст! Можно мечтать о своём будущем, думать, кем быть, выбирая самые удивительные профессии. Свою мечту воплощать в играх: сегодня - врач, з...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...