Развивающая предметно - пространственная среда одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возраста, особенностей и интересов. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Групповое пространство разделено на центры развития с учётом следующих принципов: трансформируемость, вариативность, доступность, безопасность, полифункциональность, каждый центр имеет свою эмблему.
Игровое оборудование периодически сменяется согласно сезону, теме и потребностям детей. Группа оснащена необходимыми материалами, учитывающими интересы мальчиков и девочек. Размещение игрушек, пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. Подборка книг, игр, игрушек постоянно обновляются в соответствии с тематикой недели. Столы, стульчики и мягкую мебель можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Все игровое оборудование находится на уровне роста детей.
В группе выделены различные центры, они не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности).
Предусмотрено место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать, побыть наедине с собой, расслабиться и восстановить силы.
![Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе с учётом ФГОС ДО. Фото Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе с учётом ФГОС ДО.](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914138.jpg)
Одним из самых любимых мест в группе является центр спорта. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности.Здесь есть: массажные коврики и дорожки, мячи, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, шнуры длинные и короткие, мешочки с грузом, ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики и др.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914272.jpg)
Центр конструирования достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием данного центра (конструкторы различного вида, мягкие модули) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно, при реализации своих замыслов, используют не сложные схемы и модели построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом месте группы. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях).
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914338.jpg)
С боку на шкафчике находится папка с образцами для конструирования в свободном доступе для детей.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914391.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914410.jpg)
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе нам помогает центр природы и экспериментирования, где есть лупы, песочные часы, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, клеёнчатые фартуки, трубочки, природный и бросовый материал, песок, календарь природы по временам года, лейки, распылитель для цветов, лопатки для рыхления земли и уходом за растениями (герань, фиалка др.) и наблюдениями за природой. Также имеются иллюстрации с изображениями животных, насекомых, растений и др. ; муляжи фруктов и овощей и т. д.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914598.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914646.jpg)
Центр сенсорики включает в себя: дидактический стол, развивающие игры, пособия и дидактические материалы, формирующие представления о свойствах предметов, Монтессори-материалы.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914711.jpg)
Центр «Моя семья» и направлен на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых. А также на расширение представлений о малой родине и Отечестве, о семейных и отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей. В данном центре имеется семейный альбом с фотографиями родителей и детей, открытки и иллюстрации нашего города Ачинска.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914797.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914865.jpg)
Центр сюжетно-ролевых игр и театра. Для современного развития игры в группесозданы необходимые условия: оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты для игр «Больница», «Почта», «Парикмахерская» и др; куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, телефоны, руль, весы, сумки, утюг, гладильная доска, молоток, кукольная коляска, одежда для ряженья, а также предметы заместители, которые помогут ребенку использовать накопленный опыт в мире игры.
Рядом мы разместили центр театрализованной деятельности – как важный объект развивающей среды.Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, теневой. Театральный центр часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914938.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489914972.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489915315.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489915399.jpg)
Центр безопасности. Создавая развивающую среду в группе, немало внимания мы уделили созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах,во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, макет дороги, сделанный своими руками и др.
В центре искусства воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей восковые и цветные карандаши, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, раскраски, трафареты и др. Данный центр выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489915574.jpg)
В центре речевого развития имеются игры, пособия, картотека артикуляционной гимнастики, художественная литература, иллюстрации сказок и героев мультфильмов, игры на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльные пузыри!», «Вертушки» и др.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489915661.jpg)
Центр музыкального развития ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно музицировать. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.
В нашей группе создан музыкальный центр, который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489915731.jpg)
Для успешной адаптации и ежедневного пребывания детей в детском саду просто необходимо проводить релаксацию. Это нужно для того, чтобы снять у них состояние напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с взрослыми и сверстниками. В нашей группе имеется пуфик, способствующий снятию стресса и напряжения у детей. Ребятишки сами самостоятельно переносят его в нужное им место.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489916511.jpg)
В нашей группе есть ширма, передвижные стеллажи и мягкие модули небольшого размера, дети перемещают их по необходимости в определённое место для той или иной деятельности.
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489935502.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489916648.jpg)
![](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-391207-1489916711.jpg)