Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
проект

Григорьева Наталья Михайловна

Проект  инклюзивной  среды  в  образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_grigoreva.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ОШ №9» (ДО)
Красноярский край ,г.Ачинск , п-г Мазульский
Воспитатель
Григорьева Наталья Михайловна


Проект  инклюзивной  среды  в  образовательном учреждении

  Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияют не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

Пояснительная записка.


 Сегодня, около 5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

  В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом “Об образовании в Российской Федерации” эти дети имеют равные со всеми права на образование.

  Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

  Проект “Создание инклюзивной среды ” предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях  дошкольного учреждения.

  В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.

Актуальность создания экспериментальной площадки.


В условиях модернизации российского образования разработка механизмов 
адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями 
является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и 
государством своего отношения к людям с особыми образовательными 
потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими 
возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование. В 
МБОУ «ОШ №9»(ДО) число лиц дошкольного возраста, имеющих те или 
иные ограничения здоровья, достигает примерно 1 % от общего состава 
дошкольников.
Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с
отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у
них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих
эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться
дошкольники.


                             
Краткая аннотация проекта.


  Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБОУ «ОШ №9» (ДО). Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения
своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной
программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат
социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при
правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет
реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, с использованием психолого-медико оздоровительных мероприятий,
педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг
дошкольников соответствующей среды и условий. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 1 дошкольник с ограниченными возможностями здоровья.
Длительность проекта определяется медицинскими показаниями
дошкольника, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель
инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных
образовательных учреждениях. В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.


                             Актуальность проекта


МБОУ «ОШ №9» (ДО) посещает 42 ребёнка в возрасте от 2,5 до 7 лет. Из них 1
– ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольник обучаются
интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ,разработанной МБОУ «ОШ №9» (ДО) на основе программы «От рождения до школы". С 01 сентября 2018 года будут обучаться 1 ребенок – по программе для возраста 5-6 лет.Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и
психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и
учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой
коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, ведется работа психолога с обучающимися. Таким образом, в проекте участвуют 8 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной МБОУ «ОШ №9» (ДО), на основе программы «От рождения до школы".  Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных  потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных
маршрутов); 
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с
проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной
педагогики; 
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых
семинарах, конференциях, через стажировки.


                             

Цель и задачи программы:


Целью программы является создание условий для получения образования по
дополнительной с учетом индивидуально полной общеобразовательной,
образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями
здоровья и детьми инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями
здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
-  повышение степени реализации принципов доступности и качества
образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

- разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного
образования в рамках региональной образовательной системы;

- организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках
включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;
- создание специальных условий реализации образовательных потребностей
дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их
реализации, система управления ИО РОС);
- организация системной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников дошкольного образовательного учреждения,
занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными
возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного
образования.

Ресурсное обеспечение проекта

 Материально-техническая база

Здание бетонное одноэтажное здание рассчитано на 50 человек.

  • 2 группы;
  • 2 приёмной
  • Центральный вход
  • 2 пожарных выхода
  • Административно-бытовые (кабинет методиста)
  • Хозяйственный блок
  • Медицинский кабинет
  • Кухня
  • Столовая на 23 посадочных места
  • Досугово-физкультурно-оздоровительный (спорт. зал, актовый зал, )
  • На территории дет.сада имеются 2 детские площадки

 Во всех основных помещениях предусмотрено естественное освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале. Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника. В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение. Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
-
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим и
комплексом для реализации специальной  (коррекционной) общеобразовательной программ.
- Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация 
дошкольного учреждения в рамках внутри садовского контроля и  инициативная группа.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет  проходить в 3 этапа:

                         Подготовительный этап:

- создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;

- создание “безбарьерной” среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях учреждения и т.п.);

- адаптация содержания образовательной программы в различных предметных - областях в связи с полученным банком данных о детях;

- формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;

- формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России;

- курсовая подготовка педагогов.

                        Деятельностный этап (основной):

- непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;

- коррекционно-развивающая работа;

- социальная адаптация;

- курсовая подготовка педагогов.

Рефлексивный этап:

- контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;

- обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования;

- составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает
следующие задачи:
1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для
дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,
адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе
дошкольного воспитания и обучения;
3. Организация эффективного психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие
системы диагностико-консультативного, профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья
дошкольников;
7. Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными
потребностями.


Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Исполнители

1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.

Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы

февраль 2019г

Администрация

1.2.

Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты МБДОУ

До 01.05.2019г

Администрация, Рабочая группа

1.3.

Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз

До 01.05.2019г

Администрация, Рабочая группа

1.4.

Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях

До 01.05.2019г

Администрация, Рабочая группа

1.5.

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

До 01.05.2019г

Педагоги

1.6.

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области. Организация семинаров по данному направлению

По доп. плану

Администрация, Рабочая группа

1.7.

Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

До 01.01.2019г

Администрация

1.8.

Консультирование участников реализации проекта: воспитателей, специалистов, родителей

постоянно

Администрация, психолог, привлеченные специалисты

1.9.

Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию

В конце каждого квартала

Администрация

1.10

Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования

В конце каждого квартала

Администрация

1.11

Составление/ коррекция план дальнейшей работы в этом направлении.

По необходимости

Администрация

2. Создание “безбарьерной” среды

2.1

Обеспечение детского сада  необходимым оборудованием, создание “безбарьерной” среды:

До 01.09.2018г. по возможности обновлять, дополнять

Администрация

 

Оснащение группы сенсорным уголком и наглядными пособиями

 

Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога

 

Оснащение учебно-наглядными пособиями кабинета логопеда

 

Сопровождение и доработка программно- методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации

2.2.

Обеспечение детского сада необходимым техническим оборудованием, создание “безбарьерной” среды

До 01.09.2018г.

по возможности обновлять, дополнять, корректировать план

Директор

Завхоз

 

Установка пандуса /перил/ к основному входу и запасному выходу

 

Оборудование гардероба

 

Оборудование специальной мебелью групповой комнаты

 

Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием . сенсорных уголков

 

Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК

 

Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием

 

Доступные группы:

• вход в групповую  без порога;

• оснащение современным оборудованием;

• освещение групповой;

• специальная мебель.

3. Работа с родителями

3.1.

Диагностика, анкетирование

Май- сентябрь 2018

Администрация, педагог-психолог, учитель-логопед ,воспитатели, привлеченные специалисты

3.2

Организация родителей в “Родительский клуб”

3.3

Составление / коррекция плана работы Родительского клуба

3.4

Консультации, тренинги

По плану

3. 5

Родительские конференции, собрания

По плану детского сада

4. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

4.1

Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях

До 01.05.2018г

Администрация

4.2

Диагностики, анкетирование

Май -сентябрь

    Педагог-психолог

4.3

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Педагоги- психолог

4.4

Коррекционно-развивающая работа (консультации, тренинги)

По плану

Педагог-психолог, учитель-логопед

4.5

Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий

По плану

Педагоги -психолог,

Учитель-логопед

Педагоги

 

 

4.7

Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области. Участие в семинарах по данному направлению

До 01.03.2018г

Администрация

4.8

Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

До 01.01.2018г

Администрация

4.9

Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

По плану

Психолог

4.10

Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях

До 01.05.2019г

 Ст.воспитатель, воспитатели

4.11

Индивидуальное планирование работы  воспитателями

Постоянно

Воспитатели

4.12

Взаимопосещение и проведение открытых занятий воспитателями

2018-2019гг

Администрация, педагоги

4.13

Организация и проведение досуговых

мероприятий  по воспитанию толерантных отношений

По плану

Ст.воспитатель, муз. руководитель

4.14

Осуществление плана работы по преемственности детского сада и  начальной  школы

По плану

Администрация

4.15

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов

Май -сентябрь

Педагоги, психолог

4.16

Обеспечение детского сада необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды (учебные пособия, программы, наглядные пособия и т.п.)

См. п. 2.

Администрация

4.17

Консультирование участников интегративного образовательного пространства: воспитателей, специалистов, родителей

Постоянно

Администрация, психолог, привл. специалисты

4.18

Индивидуальное планирование работы  воспитателями ,которые включены в работу по инклюзивному образованию

Май -сентябрь

Ст.воспитатель, воспитатели, специалисты

4.19

Мероприятия досугового направления

По плану

Муз. руководитель, воспитатели

4.20

Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования

2019г. и далее

Администрация, пед.коллектив

               Практическая значимость результатов проекта


1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в
условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих
проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и
воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения,
участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения,
гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

                 Нормативно-правовая база проекта .

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26 ;
  • Устав ДОУ;
  • Годовой план работы ДОУ ;
  • Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014 № 1599 « Об утверждении ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ МО и Н РФ от 19.12.2014 № 1598 « Об утверждении ФГОС    начального общего образования обучающихся с ОВЗ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...