СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
материал

Бацылева Ольга Владимировна

Использование  метода  наглядного  моделирования  в  музыкальном  воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_2020.docx232.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 17 «Ягодка»

ИНН 5250021570 КПП 525001001  БИК 042202001 ОГРН 1025201989955

ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл.

г.Н.Новгород лиц. счёт 40701810022021000044

607651 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Школьная, д. 15-а

тел. (83145) 7-59-13, 7-49-13

сайт: http://yagodka17.caduk.ru/ e-mail: elochka_6@mail.ru

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование  метода  наглядного  моделирования  в  музыкальном  воспитании дошкольников»

Выполнила: музыкальный руководитель    

Бацылева О.В.              

2020 г.

СЛАЙД № 2.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться. как истинное национальное богатство. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний, предъявлять иные, чем были 30-40 лет назад требования к умственному воспитанию подрастающего поколения.

На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

«Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет педагогу подчёркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий, в том числе и музыкальные влияют на развитие личности ребёнка.

В исследовании А.П.Усовой, А.П.Запорожца выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось раньше. ребёнок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способности усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.

Одним из наиболее перспективным методом реализации умственного воспитания является моделирование, т.к. мышление старших дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

СЛАЙД № 3.

Моделирование – наглядно-практический метод.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. На музыкальных занятиях это может быть музыкальное произведение, разные виды оркестров и т.д.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

•        предметные – в котором воспроизводится конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть музыкальные игрушки, в которых отражён принцип устройства музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные), модели построек (разные виды оркестров).

•        предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов –заместителей, графических знаков, абстракций.

СЛАЙД № 4.

Примером такой модели может быть дидактическое сопровождение к программе по музыке по которой мы с вами занимаемся «Этот удивительный ритм».      Данное пособие предлагает увлекательные  и веселые ритмические игры с музыкальными инструментами,  палочками,  ладошками. Яркие красочные карточки привлекают внимание и побуждают детей активно принимать участие в данной деятельности. Забавные детские стихи ритмически обыгрываются и легко запоминаются детьми. Это дает возможность очень выразительно и эмоционально их читать, и, как результат, подводит детей к театрализованной деятельности.

СЛАЙД № 5.

Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. И поэтому, очень важно формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Поэтому мною был разработан планшет по моделированию, призванный  познакомить детей уже с младшего возраста,  с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, дифференциация их по жанрам, видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

СЛАЙД № 6.

Пение наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм. Пение активизирует развитие речи, развивает фонематический слух. Кроме того, по мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают, как одну из форм музыкотерапии воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Всё выше перечисленное подводит нас к мысли, что пение способствует успешному обучению и развитию органично развитой личности.

Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен. В этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, поэтому они лучше и быстрее запоминают картинки.

Мнемотехника как раз упрощает процесс запоминания текстов песен, попевок, стихотворений. Ответы можно найти в методике мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.

СЛАЙД № 7.

Есть приемы которые могут научить  старших дошкольников различать части музыкального произведения посредством геометрических фигур. Например: треугольник означает – куплет, круг - припев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыш.

СЛАЙД № 8.

Дети на музыкальных занятиях знакомятся с различными движениями, перестроениями. В музыкально-ритмических движениях можно использовать карточки (или слайды), на которых движения изображены в виде схем. Данные схемы могут отображать отдельные движения, движения в танце, движения в периметре зала, движения в парах. И комбинации всех перечисленных вариантов.            Впоследствии дети могут научиться составлять композицию танца по моделям, выкладывая ее на магнитной доске в определенной последовательности, и правильно, самостоятельно исполнять ее.  

СЛАЙД № 9.

Также мною выполнена игра «Поем с Машей», которая была перенесена в формат  ИКТ  по фрагментам книги Е.Железновой «Альбом для обучения пению». Автор учебно-методического пособия - известный педагог, чья программа музыкального воспитания "Музыка с мамой" получила признание в России и за рубежом.  Забавные песенки и упражнения для пения с записью рисунка мелодий значками-картинками помогут малышам чисто петь: различать направление мелодии, высоту и как следствие звуковедение в пении. В общей сложности данное распевание существенно экономит время на музыкальном занятии, привлекает детей, и определенно дает хорошие результаты в пении.

СЛАЙД № 10.

Часто использую видеоматериалы и презентации на музыкальном занятии, таким образом можно  обеспечить возможность:

  • дать детям более полную, достоверную информацию;
  • повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • наладить эффективную обратную связь.

СЛАЙД № 11.

С помощью ИКТ технологий, а именно: видеофрагментов, презентаций, дидактических игр, эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи.

СЛАЙД № 12.

Они полезны, когда происходит: 

  • изложение новых знаний;
  • рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения информации.

Видеоматериалы мною широко используются практически во всех видах деятельности на музыкальном занятии.

При использовании различных каналов поступления информации (слуховой и зрительной) видеоматериалы положительно влияют на прочность запечатления материала занятия.

СЛАЙД № 13.

Развивая в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, мы решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. Наиболее эффективны здоровье сберегающие технологии, так как музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние ребенка.

СЛАЙД № 14.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: музыкальных центров в группах. Где есть набор технических средств: магнитофон, диски, компьютер, флэшноситель, интерактивные доски и телевизоры для воспроизведения информации,  настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные, в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки, иллюстрированные «ноты песенок», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Обязательной является игра по ритму «Этот удивительнй ритм».

Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при практически незаметном руководстве воспитателей, так как предполагает особо непринужденную обстановку. У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в играх без участия взрослых. Они играют с ритмическими карточками, самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

СЛАЙД № 15.

Усвоение музыкального материала детьми сложный трудоемкий процесс.  Музыка - это понятие временное: музыка звучит - она есть, а музыка закончилась - её нет. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить.  Профессиональному  музыканту легче - у него есть ноты. Что-то забыл, в любой момент может посмотреть, вспомнить. А как же ребёнок? Здесь на помощь ему приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы.       Детям очень нравится работать с ними, поддерживается интерес к деятельности. У ребят пробуждается желание слушать, играть, фантазировать.        Они помогают легко запоминают материал. Ускоряется процесс его усвоения. Ведь одно из  правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Хочется отметить, что  применяя графическую аналогию, мы учим  детей видеть главное, систематизировать полученные знания.  

Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в умственном воспитания, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...