"Не каша кормит, а ложка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зимнухова Татьяна Валентиновна

Конспект ООД раскрыта история создания хохломской ложки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_kasha_kormit_a_lozhkka.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка»

Программное содержание:

1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

2. Закрепить знания о особенностях хохломской росписи, её производстве.

3. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого и настоящего.

4. Формировать навыки диалогической и монологической речи, активизировать словарь.

5. Развивать голосовой аппарат, формировать речевое дыхание.

6. Учить устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, способствовать речевой инициативе.

7. Знакомить со свойствами дерева и металла путём экспериментирования и сравнения.

8. Развивать творчество, фантазию, воображение, память.

Оборудованиехохломская посуда, различные виды ложек, самовар, раздаточный бросовый материал, ТСО.

Предварительная работа: Беседы о хохломе металлической посуде, рассматривание различных видов посуды, чтение художественных произведений о посуде, сюжетно-ролевые игры «Семья»«Гости».

Ход занятия:

Педагог: Дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этом зале.

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии? Что необычного вы здесь увидели? (Ответы детей о красивой посуде).

Педагог: Люди издавна стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. Слава о наших мастерах идёт не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города и сёла,где жили талантливые умельцы в песнях и стихах:

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шёлковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

ПедагогХохломские узоры украшают наш детский сад, что это за предметы? (стулья, столы, пианино, посуда, ложки).

Почти у всех дома есть хохломская расписная ложка, ну и, конечно, обычная для нас – металлическая.

А для чего нужна человеку ложка? Почему же возникла необходимость в её изготовлении? (Ответы детей)

Педагог: Сколько интересного Андрей и Настя рассказали об истории создания ложки. А откуда мы черпаем знания, откуда берутся знания у человека? (Из книг, от взрослых, из программ телевидения, из школы – предполагаемые ответы детей).

Человек не может всего знать, для пополнения знаний существуют специальные книги – энциклопедии. (Демонстрация книги)

А что мне с ней делать? (Дети называют алгоритм работы с энциклопедией.)

Предлагаю выложить слово «Ложка» из букв на фланелеграфе.

Чтение статьи о ложках из кулинарной энциклопедии.

Педагог: Какие интересные сведения мы узнали о ложках. Оказывается, они бывают разные. А здесь мы можем найти ложку? Можно выбрать кому какая нравится и рассказать о ней. (Дети рассказывают о ложках: деревянной, железной, чайной, серебряной, позолоченной, разливной.)

Педагог: Вы видите, как много ложек бывает на свете. На какие группы их можно разделить? (столовые, чайные.)

А ещё по какому признаку их можно разделить? (Металлические и деревянные.)

Проводится игра «Хорошо – плохо»:

Дети делятся на две команды.

Педагог: Вы – эксперты. Одни «защищают» деревянные ложки, другие – металлические. Затем находят отрицательные стороны предмета.

Итог игры: металлическая ложка практична, долговечна, более удобна для человека, безопасна.

ПедагогЛожки на Руси делали с выдумкой, расписные, вырезные и всегда носили с собой в футляре и за поясом. Не даром про ложку сложено много пословиц, поговорок и загадок. Какие из них вы помните?

Пословицы и поговорки:

Не каша кормит, а ложка.

Дорога ложка к обеду.

Ложка дёгтя в бочке мёда.

Каждый час по чайной ложке.

Загадки:

Сама не ем, а других кормлю.

Сидит на ложке, свесив ножки.

Много ешь или немножко, но нужна к обеду ….

Педагог: Молодцы! А в каких сказках говорится о посуде?

Ответы детей«Федорино горе»«Горшок каши»«Муха – цокотуха»«Три медведя»«Лиса и журавль»«Лиса и кувшин»«Стойкий оловянный солдатик».

Педагог: Как много вы знаете сказок о посуде! А я вам предлагаю создать проект посуды. Выберете для себя материал и к делу! (Дети под музыку «Русская кадриль» работают с бросовым материалом)

Педагог по схеме предлагает рассказать о своём проект посуды.

Рассказ о посуде:

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Для чего нужна человеку?

Педагог: Когда вы станете взрослыми, может быть, кто – то из вас будет талантливым мастером и сделает необыкновенный предмет, котрый прославит нашу Россию!

Пока мы с вами посуду проектировали – у нас закипел самовар. Из какого материала он сделан? А почему не из дерева? Почему в деревянной посуде нельзя кипятить воду? (Дерево боится огня – оно сгорит.)

Психогимнастика «Самовар»:

Из положения на корточках дети постепенно встают, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук ф-ф-ф-ф-ф-ф.

Педагог: А к чаю есть вкусные конфеты.

Упражнения для развития речевых и мимических движений «Конфета»:

-Хотите попробовать? (Педагог предлагает воображаемую конфетницу детям. Дети «берут» конфету и «кладут» её в рот. По их лицам видно, что она им нравится (или нет). Потом дети пробуют чай, он горячий, затем они «отпивают» его.

Педагог: Ну вот, поели, попили, теперь нужно посуду не забыть убрать и помыть, чтобы не получилось как у Федоры.

Вы помогаете своим мамам? Молодцы!

Делу время, а потехе – час!

Сделал дело – гуляй смело!

В России ложка ещё и ударный музыкальный инструмент.

Споём весёлую песню о ложках «Ложки деревенские».

Звонкие, резные

Ложки расписные.

Ложки играть начнут –

Ноги сами в пляс пойдут!

Педагог: Какую красивую песню вы спели! А занятие вам наше понравилось? Оцените его. Положите расписные ложки в плошку хохломскую, если наше занятие понравилось, а рядом, кому не понравилось. Объясните – почему.

Сегодня мы вспомнили и узнали много интересного о посуде, о назначении ложки в жизни человека. Играли, пели и все были молодцы! Спасибо!

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Каша масленая, ложка крашеная» ( Литературное чтение). Средняя группа.

Конспект НОД на тему: «Каша масленая, ложка крашеная» ( Литературное чтение). Средняя группа....

Консультация для родителей «Кормить или не кормить»

Беседа с родителями о здоровом питании дошкольников....

Проект по декоративно- прикладному творчеству в 1 младшей группе : «КАША МАСЛЯНАЯ, ЛОЖКА КРАШЕННАЯ

Цель проекта : Развивать интерес детей к  предметам  декоративно-прикладного искусства.(посуда, ложки) Задачи.Направленные на детей:формировать представления  детей о посуде, ...

"Вкусной кашей кормим папу"

Празник пап праздник интересный и увлекательный, а накормить папу кашей еще интересней....

Консультация для родителей ( Кормить или не кормить)

Без какого вопроса не проходит ни одна вечерняя беседа с родителями? Это вопрос о питании. «Как сегодня кушал (а) мой ребёнок? » - этот вопрос мы слышим каждый вечер. Вопрос питания являет...

Конспект занятия по развитию речи «Как мы Птичек кормили» Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикулярного аппарата.

Конспект занятия по развитию речи «Как мы Птичек кормили»Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили».Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикулярно...

Сценарий утреннего круга в младшей группе «Бери скорее ложку и попробуй кашу, хоть немножко!»

Цель:Создание условий для развития у детей творческой инициативы, положительного эмоционального настроя на весь день....