Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ
статья

Елена Сергеевна Дьяконова

Статья.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ

В. Астафьев: «Детство и юность всякого человека – слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Проблема эмоционального развития ребёнка, изучение роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой»«эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

Музыкальность — сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика на звучание музыки у трех – четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной и слушательной активности, глубине эмоциональных переживаний.

Реализация данного подхода требует поддержки со стороны родителей. Наш опыт убеждает в том, что благодаря эмоционально – личностному общению педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей становится возможным не только понимание, но и большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не на муштре, а на четкой и научной организации целостной системы музыкального развития детей.

В прежних традиционных программах музыкального развития в детском саду мир классической музыки был чрезвычайно узок. В целом, дети оказывались погруженными в своеобразную субкультуру, характеризующуюся определенным примитивизмом и упрощенчеством. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох.

Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов – классиков 19 века – М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и других.

Музыкально – эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Для того, чтобы достичь этого, нужно внимательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т. п. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании

Список литературы

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1968.

2. Белянва – Экземлярская С. Н. Музыкальные переживания в дошкольном возрасте, вып. 1., – М.: Просвещение, 1961.

3. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. ,1947.

5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение,1961, - с. 231.

6. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений....

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Утренняя гимнастика как средство приобщения детей к истокам народной культуры

В данной статье я предлагаю вниманию педагогов опыт создания тематических комплексов утреннией гимнастики....

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.       Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучи...

Слушание музыки как средство приобщения детей дошкольного возраста к воронежским музыкальным традициям

Слушание музыки как средство приобщения детей дошкольного возраста к воронежским музыкальным традициям ...