отчет педагога психолога за 2019-2020
материал

Зандакова Милана Расуловна

аналитический отчет за 2019-2020 учебгный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2020.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ психолого-педагогической деятельности

педагога-психолога

за 2019-2020 учебный год

Цель работы педагога-психолога – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

В соответствии с целью выделила задачи:

  1. Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
  2. Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация коррекционно – развивающих программ.
  3. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства.
  4. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
  5. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
  6. Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
  7. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
  8. Повышение психолога – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с основными направлениями работы педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционная и развивающая работа, консультирование, профилактическая и просветительская работа, экспертная деятельность и организационно-методическая работа.

Работа психологанаправлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.

Работа осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым

Задачи работы с родителями:

1. Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Повышать психолого-педагогическую осведомлённость в вопросах подготовки ребёнка к школе.

Задачи работы с педагогами:

1. Способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе детского сада.

2. Повышать психологическую компетентность педагогов в вопросах развития эмоционально- личностной и познавательной сфер ребёнка дошкольного возраста.

В течение учебного года выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:

-психодиагностическая;

-коррекционно-развивающая;

-консультативная;

-профилактика и просвещение.

Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:

  • Диагностика развития школьно-значимых умений.
  •  Определение соответствия возрастным нормам, уровня тревожности, диагностика эмоционально-личностной сферы, самооценки.
  •  Определение психологической готовности к обучению в школе.
  • Углубленная диагностика причин отклонения в интеллектуальном и личностном развитии
  • Определить степень адаптации детей в детском саду

Психодиагностическая работа с родителями проводилась по следующим направлениям:

  • Выявить уровень педагогической осведомленности родителей, понимания готовности детей к школе

Психодиагностическая работа с педагогами проводилась по следующим направлениям:

  • Определить стиль общения педагогов с детьми и родителями
  • Выявить барьеры педагогической деятельности.

С целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития и дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности была проведена диагностика. Так же была проведена диагностика для детей подготовительной к школе группы «Готовность к школьному обучению».

По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов, улучшились показатели развития детей, произошло выравнивание уровня психических процессов детей с ОВЗ. Наблюдается положительная динамика готовности детей к школьному обучению.

Психолого-педагогическое обследование уровня готовности воспитанников подготовительных групп к началу школьного обучения проводилось по методике Н. Семаго, М. Семаго. В обследовании принимали участие 43  воспитанника, седьмого года жизни групп общеразвивающей и компенсирующей направленности. Результаты показали, что уровень готовности познавательных универсальных действий по методике-Н. Семаго, М. Семаго:

  • Готово: 37 воспитанников (88%)
  • Условно готово:6 детей (12%)
  • Условно не готово:0%
  • Не готово: 0%

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.

Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д

На начало октября 2019 г. 70% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 30%, тяжелая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.

В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.

В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.

На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.

Для создания условий раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекции отклонений психического развития в течении года проводилась коррекционная и развивающая работа. Занятия по коррекции психических процессов были направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи у детей, а также активизации познавательной деятельности.

Работа по коррекции эмоциональной сферы проводилась с целью снижения тревожности, агрессии, психоэмоционального напряжения, развития произвольности и самоконтроля, формирования положительной самооценки, коррекции поведения детей. Данные занятия позволили ввести ребенка в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми.

На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.

Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками.

Профилактическая и просветительская работа.

Явлюсь активным пользователем педагогического интернет сообществ, систематически размещаю на сайте https://nsportal.ru/zandakova-milana-rasulovna, https://www.maam.ru/users/363294, http://www.shkollegi.ru, http://infourok.ru психологический материал для родителей и педагогов.

Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей, посещающих и не посещающих ДОУ.

В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.

Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.

В данный период все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникают много сложностей, вопросов, непониманий. Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома, а дети будут вынуждены не посещать дошкольное учреждение. Это то время, когда есть возможность, узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения. В период самоизоляции родителям (законным представителям) работа велась дистанционная на сайте детского сада, на официальных сайтах педагогических работников и на просторах социальных сетей родителям даны следующие консультации и рекомендации по занимательной деятельности с детьми:

  • Консультация «Дети и самоизоляция: как сохранить здоровье и активность»
  • Памятка как организовать досуг ребенка во время самоизоляции
  • Консультация «9 практик расслабления у детей»
  • Консультация «Создание благоприятной семейной атмосферы»
  • Памятка «Искусство быть родителем»
  • «Пальчиковые игры»
  • Графические диктанты для старших дошкольников
  • Задания для проверки знаний и представлений ребенка
  • Игры «Всей семьей»
  • Загадки для детей
  • Совместная деятельность «Веселая кухня»
  • Примеры игр во время самоизоляции

Задачи на следующий  2020-2021 учебный год

Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога - психолога на 2019 - 2020 учебный год

Перспективный план работы предназначен для педагога – психолога ДОУ. План включает в себя работу с детьми, взаимодействие с педагогами и родителями....

Годовой план педагога-психолога на 2019-2020 учебный год

План работы педагога-психолога на 2019-2020 годЦель работы педагога-психолога:Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических  условий достижения ими личностных...

Рабочая программа педагога – психолога на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области   ПРИНЯТО...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога на 2019 – 2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫпедагога-психолога     на 2019 – 2020  учебный год...

Рабочая программа педагога - психолога на 2019 – 2020 учебный год

Содержание: Разделы Содержание I. Целевой раздел. 1.1.Пояснительная записка 1.1.1.Цель и задачи 1.1.2. Принципы к формированию. Программа 1.1.3. Возрастные особенности развития дет...

Рабочая программа педагога-психолога на 2019-2020 учебный год

В программе отражены все аспекты работы педагога-психолога в ДОУ...

Отчет педагога-психолога за 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 уч. год

Отчет педагога-психолога за 2019-2020 уч.годОтчет педагога-психолога за 2020-2021 уч.годОтчет педагога-психолога за 2021-2022 уч.год...