Обобщение опыта работы
материал

Камышова Галина Ивановна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx584.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического направления развития воспитанников №24»

Материал обобщения передового педагогического опыта на тему:

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Воспитателя высшей квалификационной категории

Камышовой Галины Ивановны

IMG_0111

Посмотрите на жизнь вы глазами детей,

Сколько радостей, сколько открытий.

Шаг за шагом с ребёнком смелей

Вы по этой планете идите.

Расскажите о звёздах, о синих морях,

Вместе пойте, творите, мечтайте.

Как прекрасная фея, в чистых, юных сердцах

Огоньки доброты зажигайте.

Т. Шикалова

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему:

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста».  

Над этой темой я работала 2 года.

Условия возникновения опыта

  • Начала работу со сбора и анализа информации отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. «План самообразования педагога».  (Приложение 1)
  • Раскрыла основные понятия по данной проблеме.
  • Рассмотрела возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста.
  • Определила содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.
  • Подготовила варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей.
  • Выбрала методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.
  • Провела мониторинг по сенсорному развитию детей раннего возраста, проанализировала полученные результаты и сделать выводы.

Объектом исследования стало сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Предмет - содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Гипотеза - сенсорное воспитание детей раннего возраста будет проходить более эффективно при планомерной и систематичной работе.

Научная разработанность исследования. Научной основой выступают работы ученых, посвященные проблеме сенсорного воспитания. (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).

База исследования: дети 2 группы раннего возраста МДОУ «Детский сад №24» с. Журавского.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия… »

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Актуальность опыта

         Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.

Организация системы работы по сенсорному развитию детей

                             позволило:

  • создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства

           и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
  • успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Ведущая педагогическая идея

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра стихия детей.

  • Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;
  • Учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;
  • Развивается и познает мир.

Для работы с детьми был составлен перспективный план игр-занятий по сенсорному развитию. В него вошли игры, рекомендованные Э.Г. Пилюгиной, Е.А. Янушко, Г.А. Широковой. Много игр и пособий я сделала своими руками. «Сенсорная перчатка», «Сенсорная дорожка для ног», панно «Поляна в лесу», игры с цифрами из шершавой  бумаги, «Осязательные» ванны,  тренажёры "Бусы","Цветик - семицветик", "Подбери колёса для машины", "Море и кораблик"и многое другое. Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он будет сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, таким образом упорядочивая мышление.

Также мной был разработан план игр и упражнений по развитию восприятия, которые я использовала в течение всего дня в разных видах детской деятельности. (Приложение 2)

Игры-занятия проводила 1 раз в неделю. Длительность занятия 8-10 минут. Занималась с подгруппой детей и индивидуально. Например: предлагала детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Старалась делать каждый день их маленьким праздником.

Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих ботиночках».

Результативность опыта

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживалась положительная динамика. (Приложение 3)

  • Дети проявляли интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • С удовольствием включались в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
  • Целенаправленно наблюдали за объектами организованного восприятия.
  • Умело выполняли простейший сенсорный анализ.
  • Стремились передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • В процессе сенсорного развития были любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

Технология решения задач сенсорного воспитания и развития детей.

В МДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.

Ведущими задачами является следующее:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам - цвету, форме, размеру.

Задачи по сенсорному развитию детей  решались на занятиях, в совместной деятельности детей и взрослого, в самостоятельной детской деятельности.

  • Непосредственно образовательную деятельность:
  • Совместную деятельность взрослого и детей:
  • Самостоятельную детскую деятельность:

• Непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники которые всегда с тобой».

• Игры – экспериментирования

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры

Для успешной организации сенсорного развития в группе была создана предметно - развивающая среда:

- оформлен сенсорный уголок;

- создана галерея нетрадиционных игр и пособий;

- детский уголок экспериментирования.

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников были использованы дидактические игры, развивающие игры, практическая предметная деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепка, музыкальные и конструктивные игры, двигательная деятельность.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. Для выявления знаний и представлений родителей о значении сенсорного воспитания проведён опрос "Сенсорное развитие и воспитание дошкольников".

В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. В связи с этим были организованы консультации для родителей по данному вопросу: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей" и т. д.

Родители получили необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Были проведены занятия «Мастер-класс» по изготовлению дидактических игр, в которых родители принимали активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Вся проделанная работа значительно повысила интерес к развитию у детей восприятия. Таким образом, в ходе сенсорного развития детей, была организована систематическая работа совместно с родителями.

(Приложение 4) 

Новизна опыта

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, познавательную деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использовала детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, образовательную деятельность, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

Экспериментируя - поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д., малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.

В своей работе использовала простейшие способы обследования:

  • рассматривание,
  • дотрагивание до предметов,
  • поглаживание предмета,
  • проведение ладонью, пальцами,
  • потрясывание,
  • прокатывание,  
  • слушание звуков … Малыши очень любят такие игры-эксперименты.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения:

  1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
  2. Совершенствование и оттачивание и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.
  3. Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Данный  инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Вывод

Работа с детьми раннего возраста по развитию сенсорных способностей - это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала.

Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр и в процессе предметной и продуктивной деятельности (изобразительной конструктивной), в ходе музыкального воспитания, в процессе речевого развития.

Формирование и развитие сенсорных способностей детей раннего возраста дало положительный результат. Игры - занятия, которые я проводила, помогли  значительно повысить сенсорный уровень развития детей раннего возраста.

В ходе работы по сенсорному развитию у детей моей группы повысился уровень знаний. Это позволило сделать вывод, что только при правильном планировании процесса сенсорного развития детей раннего возраста можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Заключение

Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка педагог. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

   Необходимо различными приёмами во время игр, образовательной деятельности и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

   В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

      Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

   Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.

2. Богуславская Е.О., Смирнова Н.П. Развивающие игры. - М: Просвещение, 2006. - 158 с.

3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2000. - 109 с.

4. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.

5. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ. Гуськова О.А. - Ж-л "Управление", №6, 2008. - с.106.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2004. - 46 с.

7. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М. Просвещение, 2005. - 98 с.

8. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006. - 345 с.

9. Лыкова И.А., Гаранина Н.К. Художественно-дидактические игры с цветом. - Ж-л "Управление ДОУ", 2010г.,№5 - с.108.

10. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. - М.: ООО ТЦ Сфера, 2008. - 96 с.

11. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л "Справочник ст. воспитателя"№1, 2010. - с.58

12. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 95 с.

13. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 48 с.

14. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2007. - 335 с.

15. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.

16. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. Кирпичникова Н. - Ж-л

 "Д/в", 2005г., № 2 - с 76.

17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...