МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРОБОТКА
методическая разработка (средняя группа)

В последнее   время  резко  возрос  интерес  к  экологии  и  экологическому  воспитанию.  Человек  -  часть  природы:  он  не  может  жить  вне  ее,  не  может  нарушать  законы, по  которым  существует  окружающий  мир.  Только  научившись  жить  в  полном  согласии  с  природой, мы  сможем  лучше  понять  его тайны, сохранить  самое  удивительное творение  природы – жизнь  на  Земле.

Одна  из  важнейших  задач  современного  дошкольного  образования – повышение  экологической  грамотности  дошкольников. Вооружение  их  навыками  бережного  использования природных  ресурсов, формирование  активной  гуманной позиции  по  отношению  к  животным, то есть  воспитание  у дошкольников  экологической  культуры.

Под  гуманностью чаще  всего  понимается  следование принципам, нормам общества, правилам «хорошего», «доброго», поведения.

Гуманизм ( в переводе с латинского означает «человечный»). Одно из распространенных определений  гуманизма,  приведенное в философском  словаре, следующее: « Совокупность взглядов, выражающих  уважение  достоинства  человека  и  его  права,  на заботу  о  благе  людей, их всестороннем  развитии.  О  создании благоприятных  для  человека  условий  общественной   жизни» В  аспекте нашего  исследования понятие «гуманизм» - рассматривается в единстве с понятием «отношение» Отношение составление своего представления о ком - чем – нибудь, проявление своего чувства по отношению к кому – чему-нибудь, симпатии или антипатии.

  Гуманное отношение -  проявляется в умении осуществлять  взаимодействие с любым живым  существом на основе  признания  его самоценности и права на жизнь,  уважение  принципов  милосердия, как нормы  отношения, понимание его значения для жизни  других  природных  объектов.

Гуманное  отношение к животным – это доброжелательность к  живым  существам, эмоциональная отзывчивость  на их  состояние,  стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых  существ, желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для  жизни  условия.

Воспитание  любви к животным должно  идти  через  практическое  применение знаний о них.  Слушая  красоту  пения птиц, зная,  какую пользу приносят они  в народном  хозяйстве,  дети полюбят и будут  охранять  пернатых  друзей, а в зимнее время  подкармливать их.

Природа помогает воспитывать в детях такие человеческие  качества, как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

          Тема: «Формирование у дошкольников 5-ти лет гуманного отношения к животным»

           Автор: Конюхова Анна Викторовна

В последнее   время  резко  возрос  интерес  к  экологии  и  экологическому  воспитанию.  Человек  -  часть  природы:  он  не  может  жить  вне  ее,  не  может  нарушать  законы, по  которым  существует  окружающий  мир.  Только  научившись  жить  в  полном  согласии  с  природой, мы  сможем  лучше  понять  его тайны, сохранить  самое  удивительное творение  природы – жизнь  на  Земле.

Одна  из  важнейших  задач  современного  дошкольного  образования – повышение  экологической  грамотности  дошкольников. Вооружение  их  навыками  бережного  использования природных  ресурсов, формирование  активной  гуманной позиции  по  отношению  к  животным, то есть  воспитание  у дошкольников  экологической  культуры.

Под  гуманностью чаще  всего  понимается  следование принципам, нормам общества, правилам «хорошего», «доброго», поведения.

Гуманизм – ( в переводе с латинского означает «человечный»). Одно из распространенных определений  гуманизма,  приведенное в философском  словаре, следующее: « Совокупность взглядов, выражающих  уважение  достоинства  человека  и  его  права,  на заботу  о  благе  людей, их всестороннем  развитии.  О  создании благоприятных  для  человека  условий  общественной   жизни» В  аспекте нашего  исследования понятие «гуманизм» - рассматривается в единстве с понятием «отношение» Отношение  составление своего представления о ком - чем – нибудь, проявление своего чувства по отношению к кому – чему-нибудь, симпатии или антипатии.

  Гуманное отношение -  проявляется в умении осуществлять  взаимодействие с любым живым  существом на основе  признания  его самоценности и права на жизнь,  уважение  принципов  милосердия, как нормы  отношения, понимание его значения для жизни  других  природных  объектов.

Гуманное  отношение к животным – это доброжелательность к  живым  существам, эмоциональная отзывчивость  на их  состояние,  стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых  существ, желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для  жизни  условия.

Воспитание  любви к животным должно  идти  через  практическое  применение знаний о них.  Слушая  красоту  пения птиц, зная,  какую пользу приносят они  в народном  хозяйстве,  дети полюбят и будут  охранять  пернатых  друзей, а в зимнее время  подкармливать их.

Природа помогает воспитывать в детях такие человеческие  качества, как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.

                         Характеристика гуманного отношения детей

                             дошкольного возраста к животным

 доброжелательность

отзывчивость

внимательность

заботливость

 Сделать что-то хорошее для животного Например: угостить чем – то вкусным

Умение разделить радость и огорчения животного. Например: пожалеть

Умение заметить и понять переживания живого существа, которые не ярко выражены.

Умение поухаживать за животным. Например: убрать в клетке, покормить, поменять воду и т. д.

Для  формирования  гуманного  отношения  к  животным  в  работе  с детьми необходимо:

- осуществлять  органическое  единство  интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое  отношение  формируется только  тогда, когда  ребенок взаимодействует  с окружающей  средой    посредством  труда.

- труд  ребенка  по  преобразованию и сохранению природы  в процессе которого  ребенок   должен  убедиться , что  природа не терпит  невежества.

- мир  животных   становится  неисчерпаемым  источником   знаний,  благодаря тому, что  знания  поступают  детям   через  труд,  через  взаимоотношения  с  другими  людьми,  через  чувства  и переживания.

- использовать  мир  животных, как незаменимый  источник   эмоционального  развития  ребенка ,   учитывая  при  этом,  что   эмоциональное  и эстетическое  воспитание  начинается с развития  культуры  ощущений и восприятий.

- проводить  путешествия,  экскурсии,  прогулки  в природе., развивая при этом  зрительные  и   слуховые   ощущения,   восприятия.  

-  создавать  уголки  природы , в которых  ребенок  мог  ощущать  себя  частью  природы,  учиться  составлять  сказки,  рассказы  о  животных.

Все  это должно  способствовать  не только  познанию  животного мира, природы,  но и в самом  себе  утверждение  человеческого  достоинства, доброты, сопереживания  всему  живому. Переживания, радость и тревога за окружающий мир, рождает  заботу  о нём.

Формирование у детей гуманного отношения к животным – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Для определения уровня сформированности  осознанного и активного гуманного отношения к животным  являются следующие критерии:

- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к животному миру.

- освоение норм поведения в природном окружении с животным миром,

- проявление активного отношения к живым объектам( действенная забота, умение оценивать действия других людей по отношению к животным).

Вывод : таким образом, чтобы ребенок научился понимать живых существ, чувствовать их, надо прививать ему эти чувства в тот период, когда интерес к окружающему животному миру особенно велик. Поэтому эту работу необходимо начинать с детского сада. Формируя гуманные отношения к животному миру, педагог должен привить детям главное понимание того, что человек и животное взаимосвязаны, поэтому забота о животном, есть забота о человеке, его будущем.                                                                                    

Образовательная деятельность -  форма организации  образовательной работы,  при которой педагог занимается в рамках установленного времени с постоянным составом детей, по расписанию, используя разнообразные методы для решения дидактических задач, определенных требованиями воспитательно – образовательной  программы.

Образовательная деятельность с экологической  направленностью  как  одна  из  форм  организации   обучения   детей  имеют  свою  совершенно  определенную  и очень   важную  функцию. Разнообразная  работа с дошкольниками   в  повседневной  жизни (систематические  наблюдения  в  уголке  природы  и на  участке, создание  и поддержание  необходимых  условий  жизни  для  животных,   живущих  по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные  чувственные  представления  о природе  ближайшего  окружения.  

Воспитатель  знакомит  детей со  способами  общения  с природой и с её  обитателями,  формирует  умения  наблюдать окружающий  мир  природы , устанавливать  элементарные  связи  и  зависимости,  учит  испытывать  радость  от  осознанного  взаимодействия с  живыми  существами, которые  находятся  рядом, воспитывает  потребность в  созидании , творчестве, учит  заботливому  отношению к  живым  существам,  проявление  милосердия  к  ним, учит детей  быть  друзьями  природы Ребенок 5-ти лет это ещё  маленький  ребенок,  который  хочет  много  играть,  поэтому  воспитатель  включает  игру  в  НОД, продумывает  и  организует  обучающие  игровые  ситуации. Беседовать с ними о добрых  поступках,  читать им художественные  произведения, вместе с ними разучивать пословицы и поговорки, проводить дидактические   игры  и занятия, стремиться обогатить их речь  такими словами, как « добрый», «чуткий», «отзывчивый».Формировать гуманные  преставления детей невозможно только с помощью  замечаний, наставлений и порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять сочувствие к животным. В чем должна проявляться эта способность? В умении относиться к животным  как к самому себе, понимать, что ему  может  быть  больно  и  неприятно, когда  его  обижают.

Известно, что дети дошкольного возраста легко наделяют  объекты окружающего мира чувствами, мыслями. С возрастом эта особенность детской  психики исчезает. Поэтому  именно в дошкольном  возрасте легче  научить ребенка уважать и понимать  животных, сочувствовать им , признавать за ними право на жизнь. Сочувствовать – значит бережно относиться. Бережно относиться – значит понимать  самоценность каждого вида. Не обязательно  любить  всех животных,  к   чему  мы  часто  призываем   детей . Важно  понимать  живые существа  и  сопереживать  им.  Ребенок  может  не  любить  дождевого  червяка, но  он должен   понимать  и  чувствовать,  почему  нельзя  давить  червей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что питание и передвижение животного связано со строением их органов. Например: кролик, кузнечик, лягушка - прыгают потому что у них задние ноги длиннее передних. У птицы, бабочки и стрекозы – крылья, они  летают. Кошка тихо ходит, потому что у неё на лапках есть подушечки, куда она втягивает свои  когти.

Необходимо, чтобы НОД проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивать любознательность, воспитывать интерес и бережное отношение  к природе.

Таким образом, НОД являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоничное развитие всех сторон личности дошкольника. Для   успешного  формирования   гуманного отношения  у детей  необходимо создание педагогических  условий, которые содействуют процессу формирования и  повышают   уровень  знаний.

Организация  регулярной  и разнообразной  деятельности  детей :

 - познавательной (проведение  циклов  наблюдений)

 - практической (создание и  поддержание  необходимых   условий  для  жизни  существ).

 - природоохранной (зимняя  подкормка   птиц)

 -деятельности  общения  (эмоционально – доброжелательного  взаимодействия  с  живыми  существами.

Опытно – экспериментальная работа по исследованию процесса формирования гуманного отношения к животным  у детей 5-ти лет состоит из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Выявление у  детей 5-ти лет исходного уровня сформированности

гуманного отношения к животным

Цель констатирующего эксперимента: определить уровень сформированности гуманного отношения к животным  у детей среднего дошкольного возраста. Изучить отношение детей к животным.

В качестве основных методик были применены  методики наблюдений за детьми в естественных условиях: на участке детского сада, в групповой комнате, анкетирование.  Дополнительными методами были: беседы с детьми, воспитателями, родителями с использованием опросных листов и анкет.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. определить критерии уровня  сформированности гуманного отношения к животным у детей 5-ти лет
  2. подобрать диагностический материал и оборудование
  3. провести диагностику уровня сформированности гуманного отношения к животным..

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  1. осознанно – нравственное отношение  к природным явлениям и живым объекта                                                      

2.   ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать

     экологический подход (опора на основополагающие идеи и   понятие экологии)

Эти два направления неразрывны: чтобы сформировать у детей гуманное отношение к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой природе. Отсюда следует, что диагностику необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к животным.

Критерии сформированности экологически правильного отношения к животным:

  1. уровень сформированности представления детей о способах проявлений гуманного отношения к животным.
  2. владение способами действий, направленные на проявление гуманизма по отношению к животным.
  3. способность установить эмоциональный контакт с животными.

Контрольное задание  для определения экологически правильного  отношения у детей экспериментальной группы  к животным.

Задание № 1.(критерий №1) Выявление наиболее значимых  для ребенка понятий природы и общества (проводится с каждым ребенком индивидуально)

Цель:  Определить уровень значимости  экологических понятий для ребенка.

Оборудование: Карточки с картинками, объединенные в три категории (животные, окружающие предметы,  я – сам)

Инструкция к применению:  Педагог предлагает ребенку выложить картинки в порядке от наиболее важного, к наименее значимому.

« Посмотри, какие картинки лежат на столе. Выложи их одну за другой.                                                    

На первое место положи ту картинку, на которой изображено  самое близкое  для тебя. Дальше выкладывай то, что менее важно, последнюю положи ту, которая изображает самое незначительное. Почему ты положил эти предметы именно так? Почему последний предмет тебя совсем не привлекает? Почему именно первый предмет для тебя наиболее важен?

Оценка результатов деятельности

   Высокий уровень( 13-15 баллов)

- ребенок осознанно на первое место кладет картинки с изображением животных  объектов. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к изображению животных. Ставит значимость природы на первое место. Дает  разъяснения  своему  выбору.

Средний уровень ( 8-12 баллов)

- ребенок отвечает на поставленные вопросы. Картинки с изображением животных ставит в середину выложенной линии. Проявляет интерес к природе, но больший интерес предпочитает карточкам с игрушками, самим собой.  Объясняет  свой выбор

Низкий уровень ( 5-7 баллов)

- ребенок затрудняется  отвечать на  поставленные  вопросы. Карточки выкладывает не объясняя причину такой последовательности. Не интересуется изображением природы и животных. На первое  место  поставил  карточки  с  изображением   окружающих  предметов.

Задание № 2 (критерий №2)  методика  «Альтернатива» ( проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: определить тип мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа.

- Для нашего аквариума та бы хотел завести новых рыбок:

А) с красивой окраской?

Б) с интересным поведением?

- Гуляя в лесу с родителями, ты:

А)  найдешь муравейник и разоришь его?

Б) пойдешь по хорошей тропинке не вредя муравейнику?                                            

      - после отдыха в лесу с родными ты:

А) оставишь мусор там, ведь его и так много вокруг?

Б) вместе с родителями попытаешься собрать мусор и потом выбросить его в урну?

- каких бы ты животных завел у себя дома:

А) красивых, которые не требуют особого ухода ?

Б)  животных, за которыми  необходимо постоянно следить и ухаживать?

- как ты думаешь, что ты можешь сделать для охраны природы:

А) ничего, я маленький?

Б) не сорить, не обижать животных, вешать кормушки?

Оценка результатов деятельности:

 За каждый  А – 1 балл

 За ответ      Б – 2 балла

 Высокий уровень ( 9-10 баллов)

- ребенок осознанно на первое место ставит интересы природы.  Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес к вопросам. Интересуется охраной природы  и бережно относится к ней.

Средний уровень ( 7-8 баллов)

- ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, природой больше интересуется с эстетической точки зрения.

Низкий уровень ( 5-6 баллов)                                           

- ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Больше занимают свои интересы, а не вопросы охраны природы. интересуется красотой, а не   чистотой.

                                   

Задание № 3(критерий №3)  Наблюдение за поведением и эмоциями детей  при взаимодействии с животными.

Цель: Выявить уровень взаимодействия детей с животными (см. приложение № 3)

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13-15 баллов)

-ребенок увлеченно наблюдает за животными, старается не вредить им, интересуется способами ухаживания за ними. Проявляет инициативу при уборке в уголке природы.

Средний уровень (8-12 баллов)

-ребенок не причиняет вреда животным, ныне проявляет к ним особого интереса. Животные ребенка привлекают, но очень быстро интерес к ним пропадает. Во время деятельности с педагогом выполняет необходимые                                                  

функции по уходу за животными объектами, но старается поскорее закончить свою деятельность.

низкий уровень (5-7 баллов)

-ребенок мало интересуется живыми объектами, не прислушивается к советам педагога в отношении охраны природы. Животные привлекают только в качестве объекта, с которым можно поиграть, природные явления не интересны. при взаимодействии с животными может их обидеть , не  придав этому значения.

Задание № 4 : (критерий №1)  Опросник ( проведен индивидуально с каждым ребенком)

Цель: определить уровень развития личностного отношения к животным.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку вопрос , требующий однозначного ответа:

- Тебе на день рождения подарили котенка, хомячка или другое домашнее животное, ты обрадуешься?

- Твой друг кинул камень в бродячую собаку на улице, ты укажешь на его не правильное  действие?

- Воспитатель выбирает помощника для уборки на участке. Ты попросишь взять тебя в помощники?

- Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных  и о природе?

- Тебе нравится слушать рассказы о животных?

       - Воспитатель предлагает выбрать или уборку в живом уголке, или дежурство. Ты выберешь уборку в уголке природы?

       - Тебе жалко бездомных кошек и собак?

       - Ты хотел бы взять одного из таких животных к себе домой?

   Оценка результатов деятельности

         За каждый ответ   да – 2 балла

                    За   ответ  нет – 1 балл

Высокий уровень (16-18 балов)

- ребенок осознанно отвечает на поставленные вопросы, на большинство из них положительно. Отношение к животным искренно положительное. Объекты природы вызывают познавательную потребность. У ребенка есть стремление к взаимодействию с животными.

Средний уровень (13-15 баллов)

- ребенок не проявляет особого интереса к животным У ребенка нет потребности в действиях, связанные с уходом за животными, не испытывает особой любви к ним.

Низкий уровень (9-12 баллов)

- ребенка мало интересуют происходящие перемены в природе, его больше занимают игровая, самостоятельная деятельность.  Больше  предпочтений отдает бытовой деятельности, а не природоохранной.

Затем подводятся результаты диагностики уровня экологического отношения к      животным у дошкольников экспериментальной группы

Высокий уровень (12-14 баллов)

- ребенок осознанно на первое место ставит интересы животных, проявляет интерес к природе. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Осознает влияние человека на развитие живых организмов.

Средний уровень (9-11 баллов)

- ребенок отвечает на поставленные вопросы, не проявляет особого интереса к бережному отношению к природе в целом. Больший интерес представляет предметное окружение.

Низкий уровень (5-8 баллов)

- ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Вопросы бережного отношения не занимают, природа интереса не вызывает.

Цель формирующего эксперимента:  сформировать у детей 6-го года жизни   гуманное  отношение  к животным   в  процессе   НОД.

Формирующий  эксперимент  осуществлялся  в соответствии со следующими задачами:

  1. обеспечение  высокой эмоциональной  насыщенности  проводимых НОД, предполагающей непосредственный контакт между детьми и животными.
  2. формирование у детей знаний о  жизненных потребностях животных.
  3. представление детям возможности применения этих знаний в практической деятельности  по  уходу  за  животными.

Таким  образом, важным  условием , обеспечивающим  успех  проведения  первого  этапа  формирующего  эксперимента  является  высокая  эмоциональная  насыщенность НОД, так  как  педагог  создает  у  детей   эмоционально – позитивную  установку  на предстоящую  встречу  с  животными  объектами, при  которой  у  детей  обогащаются  представления   о  способах   взаимодействия  с животным  миром  и  проявление  к  нему  гуманного  отношения.

Педагог  демонстрирует   заинтересованность  в  знакомстве  дошкольников  с   животными,     рассказывает   о  способах  взаимодействия  с  ними, настраивает   детей  на доброжелательное   отношение     при  встрече  с   животными. Педагог  объясняет  детям  о  том , как  правильно  нужно  вести  себя  при  встрече  с  животными, обогащает   их  представления  о  способах   проявления  гуманизма  к   животным.

Необходимо дать детям  представление о том, что наша  планета  Земля  очень велика  в сравнении с каждым человеком, а он  так  мал в  сравнении  с  ней. Но  тот же  человек  идущий  по  лесной  поляне,  опушке, лугу, улице  превращается  в  огромного  великана  для  обитателей  этих  мест. Во-первых  потому что , на  полянах и опушках  живут  существа, которые  гораздо  меньше  человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчелы и шмели, на улицах кошки и собаки   и многие  другие. Во-вторых, потому что они чаще  всего  перед  человеком  беззащитны. И как хорошо, если этот  великан  добрый, и не наступит нарочно на муравейник, не обидит неповоротливую  гусеницу.  И так  печально, если  великан окажется  недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает. Научить детей  быть добрыми, честными, отзывчивыми, как нужно и как не нужно поступать в различных  жизненных  ситуациях, о том что хорошо и что плохо, и что человек  -  это часть природы. И если человек  добр и умен, то именно таким  добрым  и умным – должно быть его  поведение  в  природе. 

Выявление итогового уровня сформированности гуманного отношения к животным у детей 5-ти лет.

Для определения эффективности проведенного формирующего эксперимента необходимо провести контрольный эксперимент. В ходе, которого решаются следующие задачи:

  1. определить уровни сформированности гуманного отношения к животным у детей 5-ти лет.
  2. провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
  3. сделать выводы  об эффективности методики формирования гуманного отношения к животным у детей 5-ти лет.

Цель контрольного эксперимента:  проверка эффективности НОД по формированию гуманного отношения к животным у детей 5-ти лет.

Для определения эффективности проделанной работы, используется тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте, изменена только формулировка вопросов в беседах и тематика сюжетных картинок.

Метод индивидуальной беседы с детьми проводится с целью выявления изменений понимания ребенком сущностных сторон гуманного отношения к животным.

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экология – наука относительно молодая и возникла из потребностей человека сохранить природу и самого себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, с животными, его влияние на среду обитания и природу.

Методологическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития.

Критерием сформированности целостного отношения к природе является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание основанное на раскрытии конкретных экологических связей поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. И данный эксперимент способствует формированию гуманного отношения к животным, а также развитию экологического сознания у дошкольников.

В ходе данной работы дети участвуют в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умение высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений, дети становятся внимательными  к обитателям живого уголка, к животным за пределами детского сада.

                                                Список   литературы

1. Бондаренко Т.М.  Экологические  занятия   с  детьми  5-6  лет: Практическое  пособие  для  воспитателей   и  методистов  ДОУ. – Воронеж, 2004. – 177с.

2. Николаева  С.Н. Методика  экологического  воспитания   в  детском  саду.  Работа  с  детьми средней  и  старшей  групп  детского  сада: Книга  для  воспитателей  детского  сада. -  М., 2004 – 134с.

3. Рыжова  Н. А.   Экологическое  образование  в  детском  саду.  Книга  для  педагогов  дошкольных  учреждений,  преподавателей  и  студентов.- М.,  2001

4.  Ясвин В.А.   Психология  отношения  в  природе. – М., 2000.

5. Лешли. Д.   Работать  с  маленькими  детьми: Пособие  для  педагогов   дошкольных  учреждений. – М.: Академия, 1991. – 215с.

6.   Воспитание  личности  дошкольника.  Под  редакцией  Е.В. Гончаровой.-  Шадринск: Вагриус, 1992. – 196с.

7. Выготский Л.С.   Проблема  возраста: в 6 томах.   Собрание работ по психологии.  – М.: Просвещение, 1983. – 3 том, 336с.

8.  Николаева  С.Н.  Любовь  к  природе  воспитываем  с  детства: Рекомендации  педагогам,  родителям. – М., 2004.

9.   Большая  энциклопедия  природы  для  детей.  Пер. с фр. – М., 1994.

10. Миллер Т. Жизнь  в  окружающей  среде: Программа  всеобщего  экологического  образования. Пер с англ.: Под  ред. Г.А.Ягодина. – С., 1993.

11.  Петросова Р.А., Голов В.П.,  Сивоглазов В.И., Страуд Е.К. Естествознание и основы  экологии:  учебное  пособие. – М., 1998 -  98с.

12. Азбука  живой  природы :  Растения  и  животные  леса  авт – сост О.В. Коняева. – Тула: Родничок, 1999. – 483с.:

13.  Брем А. Атлас  животных  - М: АСТ – (жизнь  животных). Т.2. – 2001. 472с

14.  Плешаков А.А Зеленые  страницы : Кн для  уч  нач  кл . – 4-е  изд. –М:  Просвещение, 1998. – 223 с.                                                                

15. Сабунаев  С.В. Я  познаю  мир: Удивительные   животные:  Детская  энциклопедия. – М: АСТ, 2000. – 504 с.

16.  Ляхов. П.Р. Я познаю мир: дет. Энцикл.: животные – М: АСТ, 1999. – 544с.

17. Горбачева Е.Н. Удивительные  животные – М Вече, 2002. – 224 с.

18.  Джонсон  Д. Тайны  жизни  животных. – М:  Планета детей, 2000. – 264с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разроботка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4718285","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"292"}}]]...

методическая разроботка по теме "Кукла Тихеевой" 1 младшая группа

Конспект НОД для группы раннего возраста с использованием методического пособия «Кукла Е.И. Тихеевой».(является методической разработкой для группы раннего возраста Лапиной Ирины Владимировны).Цель:...

методическая разроботка по созданию мини-музея1 младшая группа

Методическая разработкаПроект по организациимини-музея  в ясельной группе «Чадушки»Разработала Лапина Ирина Владимировна ГБДОУ№6 САНКТ-ПЕТЕРБУРГМузей – это дитя таланта и профессионализма. Органи...

Методические разроботки (.Планирование театрализованого .кружка на учебный год 2014-2015.)

Методика театрализованных занятий с детьми 4 – 5 лет.  Во второй половине дня в пятницу педагог напоминает детям, что сегодня у них «театральная пятница» и они могут порадовать родителей нов...

Методическая разроботка: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно п...