Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Анастасия Вахитовна Махрова

Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_esteticheskogo_vospitaniya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эстетического воспитания

детей дошкольного возраста

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у дошкольников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства,   и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основными для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями.

К концу  преддошкольного  возраста  ребенок  может  переживать  элементарные эстетические  чувства  и  состояния. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Их  вызывает  красивая,  мелодичная  и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая  песня,  бодрый  марш.  Ребенок радуется красивому банту на  голове,  любуется  чем-то  блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д.  В  этих  переживаниях   отчетливо  выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания.  

Педагогическая  наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  1. Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  2. Метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  3. Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  4. Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально – положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

В.И. Логинова объединила методы в следующие группы:

  1. На формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведения искусства, сравнение или сопоставление их.
  2. На формирование элементов эстетического сознания детей. Это могут быть различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы.
  3. На приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства.
  4. На развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать). Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно  некрасивое,  дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

 В качестве средств эстетического воспитания в дошкольной педагогике выделяют   ознакомление детей с эстетикой быта;  с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях; с  искусством.

Эстетика быта, окружающая ребенка с первых лет жизни обладает большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения – все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Природа – вечный  источник  разнообразных  эстетических  переживаний.  Живая природа  воздействует  на  ребенка,  вызывая  у  него  эмоциональный  отклик, постепенно формируют у  него  дифференцированное  отношение  к  окружающему, понимание красивого. Дети начинают замечать не только  необычное,  удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить  интересное.

Формирование  первых  эмоционально-эстетических   оценок,   воспитание художественного вкуса  во  многом  зависит  от  игры.  Общеизвестно  влияние художественных игрушек на эстетическое  воспитание  детей.  Примером  служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

Формирование эстетических чувств у старших дошкольников  происходит  так же  посредством  искусства,  в   процессе   художественно-изобразительной   деятельности.   Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий,  обучая  детей  эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не  только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух.

На основе музыкально- слухового опыта дети уже способны реализовать воображение в песенном, игровом, танцевальном творчестве и усвоить простейшие элементы музыкальной грамоты. Получая  разнообразные  музыкальные  впечатления,  дети  стремятся   к самостоятельному музицированию, подбирая  полюбившиеся  мелодии  на  детских инструментах.

Ребенок  начинает не только замечать выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дошкольника. Ребенок любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ему совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: ребенок не знает сосредоточения взрослого на одном - двух видах искусства - оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме - одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное - и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно  для  всестороннего развития ребенка. Азы эстетического  воспитания  закладываются  при  участии взрослых уже сразу после рождения  ребенка  и  продолжают  свое  становление долгие годы. Очень большую роль  в  эстетическом  воспитании  старших дошкольников играют  семья и  детский сад,  поэтому  родителям и воспитателям  надо постараться создать такую атмосферу,  чтобы  у  ребенка  как  можно  быстрее развились  такие  эстетические  чувства,  как   чувство   красоты,   чистоты, аккуратности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное прикладное творчество детей как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении ...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях на основе эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Презентация на тему: «Коррекция психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии»...

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

"Особенности формирования эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста определяются возрастными возможностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные–  на развитие эстетической восприи...