«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей в возрасте от 5 до 6 лет»
статья (старшая группа)

Побат Марина Викторовна

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребѐнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 62 Красносельского района                                                                                                                                    г. Санкт-Петербург

Отчет по самообразованию

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей в возрасте от 5 до 6 лет»                                      На 2019-2020 год

Выполнил  воспитатель:

                Бортникова Марина Викторовна                                                                                      

 

 

2020_


Актуальность

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребѐнка процесс приобщения и овладения языком своего народа.

Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Стремление изучить влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей старшего дошкольного возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы над темой стало создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их ознакомления с устным народным творчеством.

Для достижения цели был поставлен ряд частных задач: 

Образовательные:

- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста;

- оценить целесообразность и успешность использования устного народного творчества для развития речи детей старшего дошкольного возраста;

- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития речи детей посредством использования малых фольклорных форм;

- поделиться опытом с коллегами по вопросу развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

Организация работы над темой

Началу работы над темой предшествовала достаточна объемная предварительная работа. Была изучена методическая литература по теме, электронные ресурсы, проанализирован и систематизирован опыт коллег.

Был проведен мониторинг развития речи детей на начало учебного года.

В его основу легла методика диагностики речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой.

Результаты обследования отображены в диаграмме, по которой видно, что уровень развития речи у детей преимущественно низкий.

Результат мониторинга на начало учебного года.

По итогам мониторинга разработан план работы с детьми. В течение года во все виды деятельности детей активно внедрялись малые фольклорные формы (загадки, пословицы, присказки, сказки итд).

В течение года велась активная работа с детьми, предполагающая:

  • ознакомление детей с народными играми в помещении и на прогулке;
  • слушание народных песен: колыбельные, плясовые;
  • загадывание загадок по лексическим тем;
  • составление загадок детьми;
  • чтение народных сказок;
  • ознакомление с пословицами и поговорками.

Была преобразована предметно – развивающая среда группы:

  • библиотека пополнена книгами с русским фольклором;
  • составлены картотеки загадок, пословиц;
  • центр музыкального творчества пополнен русскими народными инструментами;
  • подготовлена аудиотека с записями народных песенок, сказок;

Один раз в месяц проводились фольклорные досуги. Среди них: «День русского танца», «Пляшем и танцуем вместе с Машенькой», «Посиделки у самовара», «Вечер загадок» и др.

В течение учебного года продуктивно велась работа с родителями:

- подготовлены консультации: «Фольклор и развитие речи», «Как правильно читать сказки»

Опыт работы по теме был передан коллегам в форме консультации  «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Результат

Мониторинг развития речи детей на конец года показал более высокий результат.

Результат мониторинга на конец учебного года.

Благодаря организации систематической работы в течение года были достигнуты следующие результаты:

- у детей заметно расширился словарный запас;

- речь детей стала эмоционально более насыщенной; выразительной;

- дети стали активнее использовать народное слово в самостоятельной игровой деятельности;

- дети стали более открытыми, легче идут на контакт.

Перспективы на будущий год

Результат положительного воздействия фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста очевиден, в связи с чем принято решение использовать данный опыт в будущем году.

Список используемой литературы

  1. Андреева А.Н.  Фольклор детям, Учебное пособие. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004.
  2. Горянина Р.А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре // Материалы VI Междунар. науч. конф. «Теория и практика образования в современном мире». – СПб., 2014. – С. 99-101.
  3. Маслова Л.И. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Л.И. Маслова, О.П. Мишина // Наука и образование : новое время. – 2017. - № 6. – С. 129-130 ; 
  4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 2007.
  5. Никишина В. В. Использование русского фольклора в воспитании дошкольников : [опыт центра развития ребенка - дет. сада № 1 "Медвежонок" г. Юрюзани] // Проблемы культурного образования. - М. : Ин-т доп. проф.-пед. образования, 2005. - Вып. 5. - C. 101-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста

О необходимости применения устного народного творчества в востпитании детей младшего возраста и влияние его на развитие речи....

Презентация "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста"

Речь является важнейшим  средством  развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста

Влияние устного народного творчества на развитие   речи детей  дошкольного возраста...

Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...

Презентация «Влияние устного народного творчества в развитие речи детей раннего возраста»

laquo;Влияние устного народного творчества в развитие речи детей раннего возраста»Актуальность  темы:Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. ...

Консультация для воспитателей. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...