Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей
картотека (младшая группа)

Лобанова Светлана Сергеевна

Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей предназначена для воспитателей в период адаптации детей к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k._sp._igr_sots._navyki.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

специальных игр на формирование социальных навыков детей

1. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

2. Давай поговорим. (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых детей и  застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

3. Ладонь в ладонь  (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья ит. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Для развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста игру можно усложнить, дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д.

Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

4. Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

5. “Прошу - не надо”

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры: взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае, затруднения, воспитатель помогает найти нужные движения ребёнку: с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым “не надо” — кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута “от себя”.

6. “Давай дружить”

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах

Возраст: 3-4 года.

Описание игры: Взрослый: встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был по смелее, первым предложил дружить. Зайчонок согласился. Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый — “зайчонок” — отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До

свидания”.

Комментарий: участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь

выразительно исполнять жесты и произносить слова: “Давай дружить” - “Давай”

7. «Паровозик»

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, приучать внимательно

наблюдать за действиями друг друга, прислушиваться к друг другу, и взрослому (визуальный и физический контакт).

Возраст: 3-4 года.

Описание игры: воспитатель предлагает детям покататься на поезде. «Паровозиком будет Илюша, а мы все вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком» Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя ребенка-паровозика: «Илья, Илья, Илья... Ту-ту...». Затем паровозиком назначается другой ребенок.

Комментарий: более младшие дети могут играть в игру со взрослым или одним-двумя детьми.

8. «Ищу друга»

Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Возраст: 3-4 года.

Описание игры: детям раздают по одной игрушке (набор состоит из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т.д.). Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверями. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание детей на то, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка), а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают зверю друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками.

Комментарий: вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь.

9. «Прятки с платочками»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры: воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!» Таким образом, педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей. Более старших детей можно попросить рассказать друг о друге: как зовут, какой, что есть (части тела, одежда). Также можно

прятаться под один платочек 2-3 детям. В «Прятки» можно играть с игрушками. Взрослый прячет под платочек игрушку, затем показывает какую-либо ее часть (гребешок петушка, ушки зайчика и др.) или издает характерный для этой игрушки звук (Ку-ка-ре-ку, кря и др.) и просит отгадать, кто там спрятался. Если ребенок отгадал, то ему отдают эту игрушку (игрушек должно быть по количеству детей).

После дети могут спрятать свою игрушку под свой платочек и позвать ее: «Петушок (ку-ка-ре-ку) иди сюда!»

10. «Катаем мяч»

Цель: формировать чувство общности, воспитывать умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие друг с другом.

Возраст: 3-4 года.

Описание игры: взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Покатился мячик в гости к Лене, лови его скорее!» После того, как ребенок поймает мяч, предлагает ему покатить мяч другому ребенку: «Лена, а к кому мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш не может выбрать ребенка, помогает ему: «Кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем воспитатель предлагает таким же образом перебрасывать мячик друг другу.

Комментарий: можно модифицировать игру: катать мяч не через все поле, а по кругу от одного ребенка к другому. Перекатывая мяч, необходимо комментировать его передвижения: «Вот сейчас мячик у Саши, а Саша покатил мячик Ване!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

картотека игр по формированию социальных навыков у дошкольников

картотека игр по формированию социальных навыков у дошкольников...

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей.

Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети, умеющие сам...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.

Как воспитать в детях самостоятельность?Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?Что уже ум...

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста

• Как воспитать в детях самостоятельность? • Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи? • Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на...