проект «СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
проект

Борисова Инна Николаевна
Согласно концепции модернизации образования, именно ДОУ призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы ДОУ, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, развитие и коррекция речевого аппарата, психоэмоциональной сферы ребенка. Для того чтобы комплексно решать задачи оздоровления детей на музыкальных занятиях, необходимо создать здоровьесберегающую среду, которая поможет активно внедрять в образовательный процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 6 «Буратино»

                                                                         

     проект «СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                         НА       МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»

                                                                    Музыкальный руководитель:

                                                                                                   Борисова И.Н.

                                           

                                                       

                                                   

                                                 г. Мегион 2019.

Актуальность:

         Согласно концепции модернизации образования, именно ДОУ призваны создавать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья.

        Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы ДОУ, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, развитие и коррекция  речевого аппарата, психоэмоциональной сферы ребенка.

           Для того чтобы комплексно решать задачи оздоровления детей на музыкальных занятиях, необходимо создать здоровьесберегающую среду, которая поможет активно внедрять в образовательный процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

            Именно среда создает каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность, темп, сроки и условия ее реализации и служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития каждого ребенка.

           Музыка, воспринимаемая слуховыми рецепторами, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.В.М Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н.Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

Автор «Теории и методики музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, его координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития ребенка.

Оздоровление детей, создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях – важнейшая задача музыкального руководителя. Поэтому современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах детской музыкальной деятельности. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью детей и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Выстраивая ход музыкальных занятий, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования

процессе   музыкальной   деятельности: снятию   внутренних   зажимов,

постановке дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с воспитанниками становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, а самое главное – улучшающееся состояние их психического, физического и эмоционального здоровья.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комплекс оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
  2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом  потребностей и особенностей воспитанников ДОУ.
  3. Разработать и апробировать систему  музыкально-оздоровительных педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
  4. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
  5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности путём организации здоровьесберегающего педагогического процесса, включающего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни;
-повышение двигательной деятельности каждого ребенка, способствующей его всестороннему психофизическому развитию;
- повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения;
- повышение валеологической грамотности родителей;
- улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

При создании здоровьесберегающей среды следует учитывать следующие принципы:

Непрерывность  обеспечение последовательности занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени.

Системное чередование нагрузок и отдыха  сочетание высокой активности и отдыха в разных формах музыкально-двигательной деятельности ребенка.

Оздоровительная    направленность–сочетание музыкальных, физических  упражнений с определенными  процедурами(дыхательными, речевыми,) повышают функциональные возможности организма.

 Возрастная адекватность процесса здоровье сбережения  учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Осознанность  воспитание у ребенка смыслового отношения к музыкально-ритмическим упражнениям и играм.

Научность  подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими апробированными методиками.

Здоровьесберегающая среда- комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду на музыкальных занятиях.

Основные характеристики здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях:

морально-психологический климат;

экология и гигиена;

современный дизайн;

рациональная смена видов музыкальной деятельности;

современные программы, методики и технологии.

Гигиенические требования к музыкальному залу:

Музыкальный зал должен быть просторным.

Занятия организуются не более чем для двух групп.

Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, без щелей и дефектов.

Стены имеют отделку светлых тонов.

Музыкальный зал должен быть достаточно освещен.

Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.


Проект включает в себя III этапа: 

подготовительный - информационно - аналитический, 

проектировочный - проектно-технологический, 

заключительный - рефлексивный.


1. Информационно-аналитический этап (сентябрь-октябрь 2017 г.) Сбор данных о состоянии здоровья детей, планирование системы  оздоровительно - профилактической работы.  Исследование  потребностей и физической подготовленности воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей.  Разработка рекомендаций, подбор музыкально-оздоровительных технологий, планирование мероприятий.

 2.  Проектно-технологический этап (ноябрь -  апрель  2017-2018  г.) Проектируется система  оздоровительно - профилактической работы,  разрабатываются вариативные модели   организации    жизнедеятельности детей, использования  музыкально-оздоровительных технологий, здоровьесберегающих  технологий   в детском саду:

- Сказкотерапия;

-Логоритмика;

-Оздоровительные фонопедические упражнения;

- Ритмо-речевые игры;

- Пальчиковые игры;

-Музыкально-ритмические упражнения;

- Дыхательные упражнения;

-  Музыкотерапия;

- Певческие упражнения;

-  Разработка  методического  пособия

"Картотека речевых и пальчиковых игр"

Проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогами, способствующих привитию детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формированию потребности в здоровом образе жизни, повышению уровня оздоровительной работы в детском саду и дома; повышению мотивации и профессионализма педагогов в области физкультурно - оздоровительной деятельности.

- Праздники Здоровья;

- Спортивные праздники;

- Дни здоровья, совместно с родителями;

 -Консультация для родителей и воспитателей : "Танцевально-двигательная терапия как средство снятия неблагоприятных эмоциональных состояний",

"Игры на развитие слухового внимания", «Музыкальная терапия».

3.  Заключительный - рефлексивный этап (май 2018г.) включает анализ мониторинга здоровья и физического развития детей, результат профессиональной деятельности  по созданию условий и образа жизни семей воспитанников дошкольного учреждения.
Анализ эффективности реализации проекта путем определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей.


Основные принципы проекта:
1. Активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса.
6. Оздоровительной направленности — направлен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Условия реализации проекта.

Кадровое обеспечение:

- повышение компетентности  педагогических кадров  в вопросах здоровьесбережения;
- обеспечение научного консультирования по вопросам здоровьесбережения.

Развитие научно – методических условий:

- наличие программно-методического обеспечения музыкально- оздоровительной деятельности;
- разработка методических рекомендаций по вопросам формирования компетентности здоровьесбережения у дошкольников;

-разработка методических пособий, консультаций для воспитателей и родителей по  вопросам здоровьесбережения
- оснащение воспитателей методическими пособиями и рекомендациями по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ;
- организация работы по проекту;
- организация эффективной  методической работы по вопросам здоровьесбережения участников образовательного процесса.

Санитарно-гигиенические условия. Организация работы, согласно требований СанПина.

- выполнение санитарных требований к помещению, оборудованию;
- рациональное построение режима дня;
- организация образовательного процесса согласно требований к максимальной учебной нагрузке детей;
- обеспечение безопасных условий пребывания в ДОУ;
- санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями);
- соблюдение режима двигательной активности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие и сохранение здоровья воспитанников»

Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья дошкольников. Сложившаяся ситуация в области здоровьесбережения требует осо...

План проекта по созданию здоровьесберегающей среды в образовательной организации

В план проекта входят цели и задачи по созданию здоровьесберегающей среды, ожидаемый результат, матрица распределения ответственности между членами команды, планирование ресурсов, сетевой график реали...

Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях

Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей-среда образовательного учреждения» сегодня приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией уху...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ». (О.В.Мураткина)

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в...

Проект по созданию здоровьесберегающей среды.

laquo;Энциклопедия здоровьядля маленьких почемучек»подготовительная группа № 14 «Солнышко»...

Краткосрочный логопедический проект по созданию здоровьесберегающей среды на базе ДОУ для детей с тяжелыми нарушений речи

Паспорт проектаВид проекта: краткосрочный.Тип: коррекционный, информационный.Сроки реализации: один месяц (с 18 сентября по 13 октября 2023 г.)Руководитель проекта:...