Самообразование. Тема: "Тестопластика"
проект (младшая группа)

Диана Тагировна Чеботарева

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

 

Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx228.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ»

Разработала воспитатель:

Чеботарева Диана Тагировна

Вторая младшая

Пушкино, 2016 г.


Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

IMG_20161207_155642.jpg


Актуальность

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Тестопластика имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Лепка комплексно воздействует на развитие ребёнка: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; синхронизирует работу обеих рук; развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Синхронизирует работу обеих рук;

Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Цель: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

- Легко отмывается и не оставляет следов.

- Безопасно при попадании в рот.

- Не липнет к рукам при лепке.

- Можно сушить на воздухе.

- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Задачи:

Образовательные:

1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

2. учить соблюдать правила техники безопасности;

3. учить стремится к поиску, самостоятельности;

4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, в поиске новых решений в создании композиций;

2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию; развивать фантазию, воображение

4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово); Практический.

Используемые приемы лепки:

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание – отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание – сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок теста можно сплющить при помощи пальцев.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ:

1. От простого к сложному.

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

3. Доступность.

4. Системность знаний.

5. Воспитывающая и развивающая направленность.

6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

7. Активность и самостоятельность.

8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

  1. Ознакомление с литературой.
  2. Разработка перспективного плана.
  3. Работа с родителями. Консультация «Соленое тесто – лепим вместе».
  4. Познакомить детей с соленым тестом, с его свойствами (оно мягкое), развивать интерес к процессу лепки. Учить находить сходства с предметами, учить аккуратно пользоваться тестом.

Октябрь

  1. Совместный с детьми замес теста. Материалы и инструменты.
  2. Памятка «Правила безопасности работы с соленым тестом».
  3. Организация рабочего места.
  4. Свободная лепка из теста. Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Ноябрь

  1. Чтение сказки «Колобок».
  2. Создание картотеки пальчиковых игр. Пальчиковая игра «Колобок».

3. Лепка по мотивам сказок. Пример, «Колобок».

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить облеплять грецкий орех, делать ему глазки и рот из крупы, создавая образ колобка.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто, окрашенное в желтый цвет.

- крупа: фасоль, горох.

4. Лабиринты (пройди пальчиком, проведи дорожку карандашом).

Декабрь

  1. Создание картотеки «Игры с крупами и семенами».
  2. Беседы о зиме. Отгадывание «Зимних загадок».
  3. Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики  “ёжики”).
  4. Лепка «Новогодняя елочка» (с использование формочки елочки).

Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, макароны, горох, крупа).

Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

- соленое тесто;

- бисер;

- блестки;

- доски для лепки.

5. Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание -целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)».

Январь

  1. Работа с родителями Консультация на тему: «Тесто как средство развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук».
  2. Рекомендации – Привлечение родителей к созданию поделки «Новогодняя игрушка». Выставка совместных поделок с родителями «Новогодняя игрушка».
  3. Массаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов (в стихах).
  4. Создание картотеки «Игры, развивающие моторику и координацию движений».

Февраль

  1. Оформление картотеки «Игры с прищепками».
  2. Разноцветные бусины.

(1-е занятие)

Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Учить детей делать бусины из соленого теста и нанизывать их на толстую проволоку – для получения отверстия.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

- соленое тесто;

- доски для лепки;

3. Игра «Волшебный мешочек» - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

4. Разноцветные бусины.

(2-е занятие)

Продолжать учить детей делать бусины, расписывать бусины краской.

Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Вызвать желание сделать необычные, красивые бусины.

- бусины из соленого теста;

- гуашь разноцветная;

- кисточки;

- подставки;

- стаканчики с водой;

- подкладные листы.

  1. Оформление картотеки «Игры со шнурками и лентами» (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение, шнуровки).

Март

  1. Мастер-класс для воспитателей «Тесто бабушка месила».
  2. Лепка из соленого теста на тему «Я пеку, пеку, пеку…»

Учить детей лепить угощение для мам из соленого теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье: (круг или диск), пряник (полусфера), колобок (шар), пирожок (овоид), вареник (диск или круг, сложенный пополам), бублик (тор, кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста

- соленое тесто;

- противни из картона, окрашенного в черный цвет;

- колпачки от фломастеров;

- палочки;

- доски для лепки;

- поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем.

4. Поделка из соленого теста к празднику 8 Марта, с помощью формочек.

5. Проведение семейного досуга «Весеннее чаепитие, или Поздравляем мам и бабушек с 8 Марта».

Апрель

  1. Подготовка картотеки на тему: «Приемы лепки и украшения изделий из соленого теста».
  2. Игры с соленым тестом и конструктором.
  3. Картотека «Способы окрашивания соленого теста». Создание палитры цвета соленого теста. Смешивание цвета.
  4. Лепка из соленого теста к празднику Весны и труда, «Земной шар», путем смешивание зеленого и голубого теста. Цель: научиться гармонично сочетать цвета. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Май

  1. Игры и упражнения на развитие внимания для детей.
  2. Выполнение поделки ко Дню Победы – вечный огонь (тесто насыщенного серого цвета, формочка звезда + ткань красного цвета). Цель: научиться изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания.
  3. Оформление выставки детских работ из соленого теста к празднику 9 МАЯ.
  4. Пальчиковые игры «Теневой театр».


Изучение научной и учебно-методической литературы:

Сентябрь

Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.

Октябрь

Лыкова И. А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

Ноябрь

Лыкова И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /

Декабрь

Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.

Январь

Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.

Февраль

Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М. : Издательский Дом МСП, 2010.

Март

Хоменко, В. А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В. А. Хоменко. – Харьков. : Клуб Семейного Досуга, 2009.- 64с Фирсова, А. И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А. И. Фирсова; под ред. А. И. Фирсова. – М. :АЙРИС – ПРЕСС, 2011. – 243с.

Апрель

Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.

Май

Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.


РЕЦЕПТЫ СОЛЁНОГО ТЕСТА:

1 РЕЦЕПТ

Смешать 2 стакана муки без разрыхлителя,

1 стакан соли, 1 стакан тёплой воды, 2 столовые ложки масла растительного и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 РЕЦЕПТ

Смешать 150 г. Муки, 300г. Соли, 3 столовые ложки клея любого (сухого), добавить 100мл, воды, и вымесить до получения крутого теста.

3 РЕЦЕПТ

Для более тонких декоративных работ нужно взять 200г. Муки, 200г. Соли, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл, воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

4 РЕЦЕПТ

Смешать

1 стакан муки,

0,5 стакана соли, 1 стакан тёплой воды,

2 столовые ложки масла растительного

1 столовая ложка лимонной кислоты и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.


ВНИМАНИЕ
Если вы собираетесь лепить из солёного теста цветные поделки, в смесь или часть смеси нужно добавить цветной краситель. Удобнее всего подкрасить воду и затем влить её в сухую смесь. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто лучше всего в целлофановых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из солёного теста нужно очень хорошо высушивать в духовке или при комнатной температуре.

Хранение.

Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике. Если оно станет размягчаться, перед лепкой нужно добавить в него муки.

Сушка.

Готовые изделия помещают на противень и сушат в духовом шкафу не менее 10 минут. Духовой шкаф должен быть не очень горячим, и в процессе сушки его дверцу можно приоткрыть.

Разрисовка изделия.

После высушивания изделия раскрашивают пищевой краской, гуашью или акварелью. Последние штрихи можно нанести фломастером. Раскрашивание временно размягчит поверхность изделия. Следует дать тесту снова подсохнуть на воздухе или в теплой духовке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Тестопластика для детей

Тестопластика или лепка из солёного теста – очень занимательно занятие. Им вполне могут увлечься не только дети, но и взрослые. Лепка — это одно из любимейших занятий детей. Кроме очевидного творческо...

Проект на тему: Тестопластика

ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫТема: «Азбука лепки»...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ТЕСТОПЛАСТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Тестопластика как условие развития творческих способностей...

Консультация для родителей на тему "Тестопластика в развитии ребенка"

Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально- активной личности...

Статья на тему: "Тестопластика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необхо...

Творческий отчет по теме "Тестопластика как средство развития детей дошкольного возраста".

Со средней группы я начала работу над темой: «Тестопластика как средство развития детей дошкольного возраста». Так как я человек творческий, люблю рисовать, лепить, мне...

Индивидуальный план самообразования Тема: «Тестопластика как средство художественно-эстетического развития детей»

laquo;Тестопластика как средствохудожественно-эстетического развития детей» Цель: Формирование приемов лепки из нетрадиционных материалов (соленое тесто, развитие творческих...