Эссе: «Постулаты Вальдорфской педагогики в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР»
занимательные факты

Ширковская Елена Анатольевна

«Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны»

                                                   Рудольф Штайнер

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_volfdorskaya_pedagogika.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе:

«Постулаты Вальдорфской педагогики в психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР»

«Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны»

                                                   Рудольф Штайнер

Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская методика (педагогика) или методика Штайнера, была разработана около ста лет назад в Германии создателем «духовного течения» - антропософии. Ее автор австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штайнер.

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками. Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Как мы все знаем, в большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, неуклонно увеличивается число детей, которые испытывают трудности в школьном обучении. Трудности различного рода, и связаны они с ухудшением состояния здоровья родителей и самих детей, неблагоприятной экологией, наркоманией, алкоголизмом, неблагополучной наследственностью, ускорением ритма жизни. Наиболее многочисленную группу детей, не усваивающих образовательную программу, составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).

В современном мире происходят значительные перемены в области государственной образовательной политики, и в нашей системе образования начинает складываться особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. А у родителей, имеющих детей с ОВЗ, есть два варианта выбора учебного заведения: специализированная школа или общеобразовательная школа с возможностями обучения ребенка с ОВЗ.

Физическое и духовное развитие учащихся Вальдорфской школы происходит в такой мере, которая допускается их способностями. «В дошкольном возрасте, когда ребенок создает физическое тело, на переднем плане находится волевая жизнь. Развитие происходит, прежде всего, через подражание. Занятия в старших классах Вальдорфской школы строятся, таким образом, на особых заданиях, формирующих мыслительные способности»

Я считаю, что важнейшими компетенциями «Вальдорфских» учителей являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей. Задача добиться эффективности и желаемых результатов работы не просто.

Развитие ребенка, имеющего диагноз ЗПР, имеет особый путь, который отражает влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, накрадывающихся на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом.

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития нужно рассматривать как коллективную работу по поддержке и помощи не только самому ребёнку, но и его семье в вопросах развития, обучения, воспитания и социализации.

Процесс организации психолого - педагогического сопровождения обучения и развития учащихся с учетом своевременного выявления проблем индивидуального развития и коррекция нарушений - основная цель современной школы.

Россия в числе высокоразвитых стран мира вовлечена в процесс интеграции «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения. В нашей стране началось переосмысление государством и обществом отношения к «проблемным» детям. На государственном уровне рассматривается вопрос не только о признании равенства прав таких детей, но и необходимость обеспечения таким детям равных со всеми другими возможности в получении образования.

На сегодняшний день, родителей, имеющих детей с ОВЗ сегодня актуальны вопросы: как подготовить ребенка к учебе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению таких детей? Как отнесется к этому общество?

Почему родители «особых» детей решаются на включение в обычный детский коллектив? Прежде всего, потому что система коррекционного образования имеет хорошо отработанные методики обучения детей с проблемами в развитии, но ребенок находится в изоляции от общества и практически нет возможности социально адаптироваться в реальном мире.

Традиционные методы и подходы не всегда эффективны при работе с детьми данной категории.

Инклюзивное образование подразумевает исключение любой дискриминации детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям и предполагает создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников.

Процесс организации психолого- педагогического сопровождения обучения и развития учащихся с учетом своевременного выявления проблем индивидуального развития и коррекция нарушений - основная цель современной школы. Необходимо учитывать, что детям группы риска и детям, имеющим пограничные нарушения психического и физического здоровья, необходимо создавать особые условия обучения и воспитания, подразумевающие организацию коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Осуществляя работу с «особыми» детьми, требуется особое восприятие, где каждый педагог развивает свою способность войти в переживания другого человека и создаёт живительную лечебно-педагогическую атмосферу, которая способствует развитию и воспитанию ребенка с проблемами в развитии. Лечебно-педагогическая деятельность основывается на понимании того, что духовное содержание человека не заболевает, но его развитие может быть затруднено.

Почти все нарушения в развитии объясняются слабостью жизненных сил. А именно жизненные силы заботятся об оживлении и восстановлении, уравновешивании болезненных процессов и даже компенсировании длительных недугов в физической организации, проявляя при этом особую активность.

 В работе с «особым» ребенком на первый план необходимо выдвинуть благоговение к ребенку в наблюдении и лечении. К каждой маленькой привычке ребенка, особенностям его произношения, его сну, аппетиту мы должны относиться внимательно. В каком состоянии его ногти, кожа, волосы…

Каждая деталь имеет значение! Чем больше причин мы сумеем проанализировать для объяснения того или иного феномена, тем отчетливее будет складываться общее представление о состоянии ребенка. Выражение различных отдельных симптомов связаны между собой, поэтому отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно.

Если ребенок имеет какие-либо нарушения, то у него, как правило, не бывает нарушена лишь способность к учению. Проблема различия в развитии между здоровыми, но по какой-то причине не очень способными детьми, и детьми с нарушениями, заключается в сложности роста и становления личности. Обучение таких детей должно учитывать специфические особенности и возможности ребенка и характер его развития.

Главное - раскрытие талантов маленького человечка должно проходить своевременно, не опережая психосоматическое, эмоциональное и социальное развитие. В процессе обучения одинаково должны быть задействованы и голова, и сердце, и руки.

Великий гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо писал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Суть Вальдорфской педагогики заключается в том, что ребенок - это триединство души, чувства и воли. Соответственно, и обучение должно быть направлено на всего ребенка, а не только на интеллект. Интеллект - лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням. Основная цель воспитания и обучения- принятие человека как целостного существа, находящегося в непрестанном развитии, становлении. Поэтому любая проблема человека должна рассматриваться и решаться одновременно на трех уровнях - духовном, душевном и физическом, будь то его развитие, адаптация или преодоление стрессов и болезней.

Первая, что можно сделать для такого ребенка - это дать возможность учиться в классе, в котором дети продвигаются в обучении в разном темпе. Если определить ребенка в класс, где собраны дети по интеллекту? или младше его дети, то его развитие замедлится. Необходимо, чтобы обучение затрагивало не только интеллектуальную сферу, но и творчество и интуитивное созерцание. Это ускорит созревание личности, что, в свою очередь, благоприятно отразится на учебном процессе.

Вальдорфская система не ставит перед собой задачу научить ребенка знанию, которое пригодится ему в будущем. Она дает ему возможность научиться тому, что принесет пользу уже сейчас. Поэтому задача педагога - помочь ребенку раскрыть свой творческий потенциал, не прибегая к внешнему навязыванию знаний. Это снимает с ребенка обязанность взрослеть и накапливать специальные умения (чтение, счет) раньше школы, что позволяет оставаться в мире фантазий и игры максимально долго.

Классическая вальдорфская методика стремится привести детей ближе к природе, связать ее с реальной жизнью и практикой. Так дети могут пробовать заниматься выращиванием растений, плести корзины, что-то строить или даже печь хлеб.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности.

В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.

Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное - да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.

Итак, сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских школ. В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка. Вся методика направлена на развитие внутреннего мира ребенка, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре.