Познавательно-исследовательский проект на тему: «Экскурсия по Югорской тайге»
проект (старшая группа)
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, города, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.
Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах, традициях и обычаях людей, среди которых он живёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nazarenko.docx | 379.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Снеговичок»
Проект
«Экскурсия по Югорской тайге»
Познавательно-творческий проект на тему: «Экскурсия по Югорской тайге»
(«Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности»)
Автор проекта: Назаренко Л.И., воспитатель.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-апрель).
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы.
Актуальность:
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, города, края, страны. Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.
Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах, традициях и обычаях людей, среди которых он живёт. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Воспитание любви и уважения к своей родине является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Понять, чем же уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа уделяется большое внимание сохранению национального наследия народов, исконно обитающих на территории севера: местным национальным традициям, истории; оно также поощряет и стимулирует деятельность организаций и учреждений, поддерживающих эту деятельность, привлекает к взаимодействию и сотрудничеству, в том числе, и образовательные учреждения.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае ХМАО - Югре.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «Наш край», «Тайга» и с названиями городов и округа.
- Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
- Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем.
- Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
- С помощью разных видов детской деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность, инициативу, самостоятельность, умение разрешать проблемную ситуацию.
- Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
- Воспитывать желание заботиться о животных и растениях нашего края.
- Привлечь родителей к проектной деятельности.
Ожидаемый результат:
-Дети знают историю Ханты-Мансийского края (Югры); происхождение своего города.
-Дети знают о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях).
-Дети знакомы с особенностями хантыйского костюма, его орнаментом.
-Дети знают о природных условиях, о растительном и животном мире Югры.
-Дети знакомы с «Красной книгой Югры».
-Родители активные участники совместной деятельности.
Этапы и сроки реализации проекта:
-организационный (октябрь-декабрь)
-основной (январь - март)
-заключительный (апрель)
Реализация проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей:
- Социально - коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Методы и приемы:
-НАГЛЯДНЫЙ: (наблюдение; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий, экспонатов музея).
-ПРАКТИЧЕСКИЙ: (чтение художественной литературы, разгадывание и отгадывание загадок, беседы, рассказы из личного опыта,составления рассказов, придумывание загадок и сказок, рисование, аппликация, лепка, конструирование, экскурсии в музей, экспериментирование)
-ИГРОВОЙ: (сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и физкультурные минутки, настольно - печатные игры, танцы, игры-соревнования)
Виды деятельности:
- Игровой вид деятельности
- Восприятие художественной литературы и фольклора
- Познавательно - исследовательский вид деятельности
- Коммуникативный вид деятельности
- Двигательный вид деятельности;
- Музыкальный вид деятельность
- Изобразительный вид деятельности
- Конструирование из разного материала
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Совместная деятельность родителей и детей:
1. Подобрать художественную и энциклопедическую литературу, стихи, загадки, иллюстрации, фотографии, игры (дидактические и народные) по теме проекта
2. Выучить стихотворение о родном крае - Югре
3. Посетить в музей города с детьми
4. Провести индивидуальную работу с детьми: лепку, рисование, аппликацию на тему проектной деятельности
5. Собрать магниты городов ХМАО и городов России.
6. Пополнить наш проектный центр «Мой край –Югра!».
7.Презентация «Мой Нефтеюганск, край в котором я живу».
8. Хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день».
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Как узнаем? |
-В нашем краю живут медведи и олени. -В наших реках много рыбы. -Ханты ездят на оленях. -В северных лесах растут полезные ягоды - брусника, клюква. -В нашем округе много болот. -У нас добывают нефть и газ. -Столица нашего края-Ханты-Мансийск. - Мы живем в Нефтеюганске | -Как возник наш город? -Растет ли пальма в тайге? -Как узнают время ханты и манси? -Национальные узоры? -Какие праздники у народов ханты, манси? -Какими игрушками играют дети ханты и манси. -Что такое чум и нарты? -Чем питаются олени? | -Посмотрим в книге, энциклопедии -Узнаем из интернета -Узнаем из телепередачи -Спросим у старших -Напишем письмо знатоку -Знайке |
Системная паутинка
Магниты |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
«Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие». | |
№ | Содержание работы |
1. | ОД «Культура и быт хантов» |
2. | Беседа: «Что вы знаете о нашем крае -Югре?», «Дары Югры», «Животные леса Югры», «Витаминная копилка леса Югры», «Как я собирал грибы и ягоды в лесу» |
3. | Рассказы «Об истории ХМАО», «О полезных свойствах ягод нашего края», «О культуре, быте и традициях народов ханты», «О значении орнаментов на одежде хантов», «О праздниках и обрядах народов Севера», «О достопримечательностях Югры», «Животные,растения внесенные в Красную Книгу Югры», «Профессии нашего края», «Черное золото Югры» |
4. | Составление рассказа по картине: «В лесу», «Олени», «Нефтяная буровая» |
5. | Придумывание сказки о народах ханты и манси |
6. | Скороговорка: «У пеньков опять пять опят» |
7. | Загадывание и разгадывание загадок «О животных, растениях, птицах, рыбах Югры» |
8. | Придумывание загадок о ягодах, о деревьях, о животных Югры, о быте, труде хантыйского народа. |
9. | Скороговорка: «Как- то утром в воскресенье, наварили мы варенье», «Гроздья рябины на солнце горят. Рябит от рябины в глазах у ребят». |
10. | Чтение сказки «Последние грибы» М.Пришвин, «Под грибом» В. Сутеев, О.Лебедевой «Буровичок Югорка», «Золотой топор», «Мальчик с той стороны, где солнце всходит, и девочка с той стороны, где солнце садится», «Похатур» (Богатырь), «Находчивый слуга царя». |
«Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Социально-коммуникативное». | |
№ | Содержание работы |
1. | Рисование на тему: «Животные нашего леса», «Грибы, ягоды, животные, растения, птицы нашего леса», «Кукла Хантейка», Салфетка из орнаментов народа Ханты», «Стойбище», «Нефтяная буровая», |
2. | Аппликация из пластилина на тему: «Загадки на грядке», «Олени» |
3. | Лепка на тему: «Ягоды для морса», «По грибы» |
4. | Коллективная аппликация- коллаж тему: «Животные нашего леса», «Грибы в корзине» |
5. | Лепка из теста «Ханты» |
6. | Изготовление поделок из бросового материала на тему «Быт Хантов» |
7. | Изготовление объёмной композиции «Стойбище» |
8. | Создание альбома« Я и мой город» совместно с детьми |
9. | Экскурсия в «Музей реки Обь» города Нефтеюганска |
10. | Слушание хантыйской музыки. |
11 | Презентация «Мой Нефтеюганск, край в котором я живу». |
12 | Хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день» |
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Физическое», «Познавательное». | |
№ | Содержание работы |
1. | Пальчиковая игра: « Зайчик », «Ягодки», « С ветки», « Листья», « Божья коровка», « Грибы» |
2. | Дидактическая игра: «Укрась орнаментом салфетку для куклы Хантыйки », «Чей хвост?», «Чей хвост?», « В лес по грибы», «Приготовим морс из ягод», «Опиши куклу девочку -Хантейку» («куклу мальчика Ханта»), «Назови лист этого дерева!», « Растения» |
3. | Подвижная игра: «Бег на трех ногах», « Оленеводы», «Заячьи следы», «Важенка и олени», «Собери урожай» |
4. | Сюжетно-ролевая игра: « Лесники и экологи», «На АЗС» |
5. | Игра- пантомима: « Покажи животного нашего леса» |
6. | Игры- соревнования народов ханты |
7. | Спортивный праздник «С днем рождения Югра!» |
«Социально-коммуникативное», «Познавательное». | |
№ | Содержание работы |
Опыт с нефтью и птичьим пером |
Список используемой литературы:
1.Близнецова В.С. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ», //ж. «Справочник воспитателя», №9/2009.
2.Васильева Н. «Проектная деятельность; участвуем вместе», //ж. «Дошкольное воспитание»,№ 10 /2011.
3.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
4.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2003.
5.Солнцева, О. В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...
Познавательно-исследовательский, творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Чудо – огород у Матроскина растёт
Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений....
Проект на тему: " Сказки Югорской земли"
Проект "Сказки Югорской земли"- долгосрочный (1 месяц). Целью проекта является формирование представлений о сказках Югорской земли. Задачами по проекту является формирование представлений де...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект на тему: «Масленичная неделя»
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие сило...
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект по теме «Я расту здоровым!»
Цель проекта:Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Восп...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект по теме: «Зимний лес»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.Задачи проекта:Расширять представления о зимних природных явлениях ч...