РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
картотека (средняя группа)

Картотека дидактических игр по "Художественному-эстетическому развитию для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр по изодеятельности

для средней группы детского сада.


Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход  игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Дидактическая игра «Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» 

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 
Ход  игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. 
Ход  игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. 

Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Ход  игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. 
Творческие задания: 
A) нарисуй «теплый» натюрморт; 
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); 
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

Дидактическая игра «Расписные лошадки»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Дидактическая игра «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. 
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. 
Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные. 
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. 
Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

Дидактическая игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

Дидактическая игра «Собери пейзаж

«На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающия среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Работа проводилась по созданию предметно - развивающей среды для игровой деятельности в течение трех лет. Буду рада если мои материалы Вам пригодятся...

Презентация проекта "ФГОС ДО.Предметно-развивающя среда"

Презентация проекта "Развивающая предметно-пространственная среда".  Понятие, принципы формирования, цель, доступность, безопасность, функции предметно-пространственной среды....

Мастер-класс совместного развивающе - развлекательного занятия с родителями для детей второй младшей группы «Мои веселые прищепки»

Это увлекательное путешествие в мир прищепок! В гости к деткам пришли их мамочки и сам "Прищеркин"! И все вместе мы будем играть!...

Развивающе-профилактическая программа занятий педагога-психолога с детьми 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью!»

Основная задача детского психолога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы....

ШарохинаВ.Л. Коррекционно-развивающе занятия в старшей группе

Коррекционно-развивающе занятия в старшей группе...

Развивающе занятие "День знаний"

Развивающе занятие "День знаний" для воспитанников старшей и подготовительно группы....