Дефектологическая культура педагога.
статья

Афанасьева Вера Анатольевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания. Поэтому государство и общество уделяют пристальное внимание их психолого - педагогической поддержке и сопровождению.

Глубокое знание психологических особенностей, возможностей и проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, понимание их стремлений, тревог и психических закономерностей, умение помочь, направить и поддержать, делают педагога – психолога с дефектологическим образованием не просто важным учителем, наставником и помощником для ребёнка, но иногда и настоящим старшим другом, помогающим преодолеть проблемы или научиться с ними жить полноценной счастливой жизнью в современном обществе. Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В коррекционных учреждениях контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден, что так же требует внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultur._def.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Вера Анатольевна

Дефектологическая культура педагога

Каждый ребенок уникален - это бесспорный факт, но есть дети уникальность которых обусловлена их особенностями в развитии и здоровье.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания. Поэтому государство и общество уделяют пристальное внимание их психолого - педагогической поддержке и сопровождению.

Глубокое знание психологических особенностей, возможностей и проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, понимание их стремлений, тревог и психических закономерностей, умение помочь, направить и поддержать, делают педагога – психолога с дефектологическим образованием не просто важным учителем, наставником и помощником для ребёнка, но иногда и настоящим старшим другом, помогающим преодолеть проблемы или научиться с ними жить полноценной счастливой жизнью в современном обществе. Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В коррекционных учреждениях контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден, что так же требует внимания.

По  данным ООН, в мире  насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/15 количества жителей нашей планеты. Данные же всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13%.

Нетрудоспособные граждане  в  каждой  стране составляют предмет  заботы государства,  которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности.  Основной  заботой  государства  по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,  психологической,  организационной и другой помощи. Именно в этом направлении реализуются профессиональные  компетенции педагогов дефектологических профилей.

В 1990-е гг. под  влиянием  социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали  переосмысливаться права  человека, права  ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и  государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Критике подвергались и подвергаются:

–  социальная  маркировка  ребенка с  особыми нуждами как «дефективного», аномального;

–  охват  системой  специального  образования лишь  части нуждающихся:  «выпадение»  из  нее детей  с  глубокими нарушениями  в  развитии;  отсутствие специализированной психолого-педагогической помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

– жесткость и безвариативность форм получения специального образования;

– примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

В организации и содержании дефектологического образования и психолого-педагогического сопровождения образования  детей существует  ряд серьезных проблем:

– не соблюдаются нормативы наполнения классов, в них отсутствует дефектологическая помощь, недостаточен объем психолого-педагогической помощи; отсутствуют группы продленного дня;

–  дети  раннего  возраста и  неорганизованные дошкольники, дети с глубокими, комбинированными  дефектами,  дети  и  подростки  с  проблемами в развитии, обучающиеся в общеобразовательных классах, не охвачены специальным образованием и сопровождением  специалистов в  большинстве образовательных учреждений и др.;

– не охваченными специальной помощью остаются дошкольники с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, в лучшем случае они получают помощь  логопеда и  психолога, которая не является систематической;

– не всегда планирование коррекционной, реабилитационной  работы  строится  на  результатах профессиональной диагностики, мониторинга развития на основе современных технологий;

–  учебно-материальная база  образовательных учреждений не обеспечивает необходимых условий для психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей из-за отсутствия необходимого оборудования;

–  педагогами  слабо  используются  результаты проводимой диагностики детей.[1]

Успешная профессиональная деятельность современного учителя требует высокого уровня компетентности, в том числе в вопросах профессионального поведения.

Глобальное обновление российского образования обуславливает и новые подходы к подготовке учителя. Необходимо пересмотреть смысл современного педагогического образования. Ориентироваться нужно не только на рынок труда, но и на личностный потенциал студента – гражданина, патриота, носителя национальной культуры и культуры межнационального согласия.

Профессиональное образование будущего учителя должно предусматривать формирование у студентов интеллигентности. Д.С. Лихачев подчеркивал, что интеллигентность можно и должно развивать, воспитывать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

В Вестнике образования №7 за 2007 г. представлен стандарт педагогической деятельности, разработанный с позиций компетентностного подхода. Компетентности учителя можно классифицировать по трем направлениям: в организации условий деятельности, адекватных поставленной задаче; предметная компетентность; компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. К сожалению, интеллигентность как составляющая компетентности учителя в стандарте не обозначена.

Выпускники педагогических ссузов и вузов должны стать носителями профессионально-культурной компетентности – императива качества личности, влияющего на готовность обучаться всю жизнь; способность к активному применению теоретических знаний в профессиональной деятельности; нравственную и коммуникативно-творческую направленность; профессиональное самоопределение; соответствие требованиям специальности и стандартам квалификации и обеспечивающее устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании, развитии обучаемых.

Основные характеристики профессионально-культурной компетентности – это опыт профессиональной деятельности, креативность, когнитивность, коммуникативность, интеллигентность. Креативность – это способность к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач. Когнитивность – профессиональная мобильность, умение адаптироваться в меняющихся жизненных и педагогических ситуациях, культура системного мышления. Коммуникативность – устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии; готовность к работе в профессиональной и социальной среде, культура организационного поведения. Показатели интеллигентности – духовно-нравственная, профессионально-трудовая, гражданская культура личности.

Цели педагогического образования должны, прежде всего, состоять в формировании у студента готовности обучаться всю жизнь. Обладая такой готовностью, выпускник становится живым источником развития общества, обладателем профессионально-культурной компетентности, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Педагог должен быть не только образованным, но и способным понимать другого человека, сочувствовать, бескорыстно помогать ему. Интеллигентность выпускника педагогического ссуза и вуза – профессионально необходимое качество, поскольку у его профессиональной деятельности особый предмет – человек.[2]

Понятие  «дефектологическая  культура»  подразумевает  овладение  педагогом следующими специальными  знаниями,  умениями и навыками:

 - способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного  и  индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ;

 - готовностью  к  организации  коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной  работы  в  различных сферах  образования,  здравоохранения  и  социальной  защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;

 - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;

 - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

 - способностью  к  анализу  результатов  медико-психолого-педагогического  обследования  лиц  с  ОВЗ  на  основе  использования  различных  (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч. и для осуществления дифференциальной диагностики;

 - способностью  осуществлять  динамическое  наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;

 - готовностью  к  оказанию  консультативной  помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного  обучения,  развития,  семейного  воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;

 - способностью использовать диагностические данные и  данные  медицинской  документации  для  организации и  осуществления  коррекционно-педагогической  работы с лицами с ОВЗ;

 - способностью к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах.[3]

Социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога.

Не зная сущности и природы того или другого дефекта, педагог – дефектолог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития аномального ребёнка, поэтому важную роль в «дефектологической культуре» педагога – дефектолога играет его естественнонаучная подготовка.

При проведении коррекционных занятий педагог использует специальные приемы и методы, обеспечивающие удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом. Работа учителя- дефектолога, включает в себя три этапа и подчинена алгоритмическим предписаниям: 1.      Подготовительный этап — сбор информации о семье, социальном окружении ребенка, на основе которой проводится диагностика его психического состояния. 2.      Организационный этап — анализ информации, выявление ресурсов, возможностей ребенка, проблемного поля, разработка индивидуальной программы коррекции. 3.      Практический этап — реализация программы коррекции. Каждый из этапов работы подкреплен реализацией и применением взаимодополняющих друг друга технологий и методов: наблюдения; беседы с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, дефектологами, педагогическими работниками; анализа анкет, социологических опросников; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации; — анализ профессиональной педагогической документации.

При  проведении  целенаправленных  коррекционно-воспитательных занятий необходимо учитывать проект Федерального  государственного  образовательного  стандарта для обучающихся с ОВЗ, который преследует следующие цели:

 - обеспечение государством равенства возможностей для  каждого  обучающегося  с  ограниченными  возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий  для  получения  качественного  начального  школьного образования;

- обеспечение  государственных  гарантий  получения начального школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

 - обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

 - обеспечение  единства  образовательного  пространства  Российской  Федерации  относительно  начального школьного  образования обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья;

 - обеспечения  равных  возможностей  социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

 - обеспечения  вариативности  и  разнообразия  содержания  образовательных  программ  и  организационных форм  уровня  начального  школьного  образования,  возможности формирования образовательных программ различных  уровней  сложности  и  направленности  с  учетом особых  образовательных  потребностей  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, результатом реализации педагогом собственного потенциала правомерно рассматривать примеры различного рода достижений, проявляющихся, в том числе, в интересных, оригинальных уроках с использованием коррекционно – развивающих технологий, в учебно и научно методических разработках, конструктивном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами, в результативности собственной профессиональной деятельности, удовлетворённости самим собой как профессионалом.

Результатом  таких  целенаправленных  действий  является  то,  что  современный  педагог-дефектолог  станет  теоретически  компетентным  в  вопросах  современных  технологий.  У  педагогов-дефектологов  появятся  знания, которые  обеспечат  понимание  сущности  взаимосвязи технологий  с  другими  средствами  педагогической  деятельности  (методами, методиками,  приемами  и  т. д.).

Станут ясно представлять, какие виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее  эффективно  решить  конкретную  профессиональную  задачу.  В  такой  деятельности  и  заключается «дефектологическая  культура»  педагога,  работающего с детьми с ОВЗ.[4]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алдошина М. И. Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. №4. с. 173.
  2. Мухаметзянова Г.В. Профессионально-культурная компетентность выпускников - императив качества педагогического образования, - Казань: ИСПО РАО, 2008 - 140 с.
  3. Барчукова Т. П., Бакеева Н. А. Требования к дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч.конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 179-181.
  4. Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М.: Институт психотерапии, 2002. - 585 с.
  5. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции.
  6. Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2009. - с. 19–23.
  7. 4.  Алехина, С. В. Организация образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ - М, 2012.
  8. Назарова, Н. М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.


[1] Алдошина, М. И. Социокультурная обусловленность проблем  дефектологического образования. /Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, № 4, 2014, Том 20, с. 173.

[2]Мухаметзянова, Г.В. Профессионально-культурная компетентность выпускников императив качества педагогического образования, - Казань: ИСПО РАО, 2008 - с. 78-81

[3]Барчукова Т.П. , Бакеева Н.А. Требования к дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Актуальные  вопросы  современной  педагогики:  материалы  VI  Mеждунар.  науч.  конф. (г.  Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. –  с. 180

[4]Барчукова Т.П. , Бакеева Н.А. Требования к дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Актуальные  вопросы  современной  педагогики:  материалы  VI  Mеждунар.  науч.  конф. (г.  Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – с. 181.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Дефектологическая культура педагога

         В  условиях динамических изменений российского общества и модернизации системы образования как ресурса этих изменений, перехода к многоуровневому высшему ...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблю...