Проект «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
проект (младшая группа)

Шамина Елена Николаевна

Проектная деятельность с детьми младшей группы по развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_19-20.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус»

Проект воспитателя Шаминой Е.Н.

«Развитие речи детей младшей группы

с использованием пальчиковых игр и упражнений»

                                                             

                                                          г.о.г. Бор

                                                         2019-2020г.

                     «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский.

                               Актуальность темы.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.

Задачи самообразования:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

2. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: • Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. Формы работы: - совместная деятельность педагога с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра) • массаж кистей рук; • пальчиковая гимнастика, физкультминутки; • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; • пальчиковый театр; • конструирование: работа с конструктором ЛЕГО; • рисование по трафаретам; • штриховка в заданном направлении; • дорисовка (по принципу симметрии); • дидактические игры; • шнуровка, пуговицы, прищепки; • игры с мелкими предметами; • пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

Перспективный план проекта на 2019-2020 учебный год

Теоретический этап.

Сентябрь

Изучение учебно-методической литературы:

1. Анищенко Е. С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи",

2. Цвынтарный В. " Играем пальчиками и развиваем речь".

3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчикПальчиковые игры.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рукИгры и упражнения.

5. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику».

Практический этап.

Октябрь

Создание картотеки пальчиковых игр.

Заучивание пальчиковых игр: «Осень»«Ёж»«Дятел»«Овощи».

Дидактические игры: Мозаика, Бусы. Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики

 Заучивание пальчиковых игр:

«Капуста»«Зайка»«Фрукты»«Апельсин».

Дидактические игрыКонструкторБусы«Чудесный мешочек»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Подбор и разработка дидактических игр.

Создание картотеки дидактических игр

Ноябрь

Д/и.: «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки»«иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Игры: «Рыбалка»,  «Поймай лягушку» Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). ноябрь

Д/и. «Шнуровка»«Бусы» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Заучивание пальчиковых игр:

«Ёлка»«Снежок»«Замок».

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Ёжик»

«Орех»

Дидактические игры:

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки

Подбор и разработка дидактических игр.

Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Декабрь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцевсенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание разнообразного «Пальчикового театра» Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Д\И«Массажный мячик» Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений. декабрь

Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Медведь»

«Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Шарик»

«Иголки»

Дидактические игры:

«Сухой бассейн»

«Разрезные картинки»

«Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками). Пополнение картотеки дидактических игр.

Январь

Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

Консультация для родителей«Игры на развитие мелкой моторики рук». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста январь

Настольная игра «Мозаика». Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу январь

Заучивание пальчиковых игр:

«Перчатка»«Человечек»«Зима».

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Горка», «Месим тесто»

Дидактические игры:

«Пазлы»

     «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

Февраль

Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок. Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. Заучивание пальчиковых игр:

«Весна»«Кап, кап, кап»«Уточка».

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

«Пазлы»

«Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Март

Заучивание пальчиковых игр:

«Голуби летели»«У дорожки дуб растёт»,

«Пчела».

Дидактические игры:

«Пальчиковые шаги»«Бусы для мамы»

«Шнуровка».

«Пазлы»

«Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы». 

 

Апрель

III. Оценочный этап.

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Май

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчикПальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рукИгры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. – М«Эксмо», 2010.

5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.

7. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-ДонуВладис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к нау...

Самообразования "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

План самообразования: Тема: Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений.

Настоящий проект станет незаменимым помощником в общей структуре воспитательно – образовательного процесса и будет полезен педагогам, занимающимся с детьми раннего и младшего дошкольного возраст...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Цель : развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Для достижения цели я ставила перед собой задачи:1. Изучение и систематизация теоретического и практическ...

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки»  на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....