Формирование игровой компетенции педагогов ДОУ.
статья

Дорогина Альбина Сергеевна

В статье рассмотренны основные позиции игровой компетенции воспитателя. Выделены  условия, способствующие возвращению игровой формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_igrovoy_kompetentsii_pedagogov_dou.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование игровой компетенции педагогов ДОУ.

В настоящее время, принятие нового закона об образовании и введение в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначили направления в работе дошкольного образования. Также в настоящее время приобрел свою актуальность вопрос возвращения игры в ДОУ, и как результат — вопрос о повышении игровой компетенции воспитателя.

Согласно ФГОС ребёнок - «человек играющий», поэтому многие методики и технологии переводят в игровую форму, в которой дидактическая составляющая будет проводиться в виде игры.

ФГОС способствует определению идеального равновесия между игрой и обучением. Ведь грамотно организованный в игровой форме процесс воспитания, обучения и развития, позволит ребёнку свободно общаться в обществе своих сверстников и комфортно проживать в социуме. Естественно, в ходе жизненных ситуаций ребёнок обучится искусству чтения и счета, сможет безопасно себя чувствовать в бытовых условиях, получит основу культуры личности.

Данная тема очень актуальна, так как некоторые воспитатели мало уделяют внимания, недооценивают огромную роль игровой деятельности. В основном они занимают лишь следующие позиции:

1. Отстраненная позиция.

Воспитатель никакой роли не играет с детьми. Ребята заняты играми  по интересам. Воспитатель лишь использует вербальные формы воздействия, целью которых является поддержание дисциплины. Игра для него не воспринимается как обучение, он видит в ней лишь время для отдыха.

2. Дидактическая позиция. Деятельность воспитателя направлена на обучение детей игре. Руководит игрой: распределяет роли, определяет сюжет, подсказывает, как правильно нужно играть и т.д. Директивный воспитатель играет за детей.

3. Поддерживающая позиция.  Поддержка инициативы детей. Одновременно и партнер по игре, и ее организатор.  Степень и характер включенности взрослого зависит от игровых умений детей и от ситуаций. Самостоятельность детей, их самоорганизация, отсутствие жалоб.

Главная задача педагога – приобщать детей к игровой деятельности, сделать так, чтобы они умели и хотели играть совершенно самостоятельно.

Прямой результат недостатка игровой формы обучения - проблемы в развитии современных детей: наблюдается или отсутствует способность произвольного поведения, самосознания, творческого воображения. Поскольку именно в процессе игры происходит формирование этих качеств, вырабатываются навыки межличностных отношений и детской коммуникации.

Выделяют некоторые следующие условия, способствующие возвращению игровой формы обучения:

Обязательное условие для формирования  детской игровой инициативы это - открытая образовательная программа.

Грамотно сформированная предметно-пространственная среда. В условиях такой среды развиваются гибкость и пространственная изменчивость, возможность применения различных предметов для самостоятельного формирования игровой ситуации.

Однако главное условие формирования игры - навыки взрослого-воспитателя, его игровая подготовленность.

Базовые качества квалификации педагога дошкольного учреждения.

В первую очередь, это – креативность и развитое воображение: педагог должен уметь придумывать сюжет, по-иному представлять обычную ситуацию, наделять новым содержанием знакомые предметы, справиться со сложившимися стереотипы. Дошкольному педагогу должно быть присуще умение игры и заряжения детей своей энергетикой. Для этого ему необходимо наличие специфических личных качеств: открытости, артистичности, эмоциональной выразительности и – что особенно важно – серьезного отношения к игровой ситуации. Играющий должен верить в созданную им ситуацию и проживать ее[1].

Еще одни важные качества воспитателя, способствующие игре, – тактичность и чуткость.

Воспитатель не должен играть роль руководителя, он должен быть соучастником. Дети его должны воспринимать как героя игры, а не воспитателя, стоящего над ними. В то же время он должен ненавящего поддерживать игру, направлять её в нужное русло.

Педагог в детском саду должен знать разные виды игр: народные, фольклорные, современные. Именно они несут в себе элементы культуры, традиции, обладают огромными развивающими способностями.

Рассмотренные качества и навыки – это необходимая составляющая игровой подготовленности воспитателя. Не обладая данными навыками и качествами, воспитатель не может правильно организовать и направлять игру в нужное русло.

Проанализировав требования к профессиональной компетентности педагога, их можно свести к следующим качествам:

• развитое воображение, креативность, свобода действий;

• эмоциональная выразительность, открытость, артистичность;

• тактичность, чуткость к партнеру, коммуникативные способности.

Они не  только проявляются, но и формируются в игре. Вовлекая детей в игру и помогая её развитию, воспитатель должен не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры, т.е. втягивать детей в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности. Так, в 2-3 года дети вместе со взрослым открывают возможности переименования предметов и игровых замещений. В 3-4 года – принимают игровую роль, овладевают ролевым диалогом, в 5-6 лет - втягиваются в игру-фантазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты[2].

Способствуя развитию самостоятельной игре детей, взрослый на каждом этапе и в каждом виде игры ориентирует ребёнка на сверстников, обеспечивая обогащению совместной деятельности детей за счёт умений видеть и слышать партнёров, учитывать их действия.

В этой связи весьма актуальным становиться вопрос об оказании помощи воспитателям в повышении профессионально-игровой компетенции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лещинская-Гурова О.В. Развитие игровой компетентности педагогов в условиях обучения в ДОО.-Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016.
  2. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. -М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2009. -96 с.
  3. Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя//Современное дошкольное образование, 2017.-№9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»

Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

Формирование коммуникативной компетенции педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций

Осмысление педагогами семинара значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; "проживание" тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих фрмированию коммуникат...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельн...

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)

В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...