ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА
статья

Васянькина Елена Валерьевна

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетенции воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_kompetentsiya_pedagoga.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетенции воспитателя.

ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, обучение и развитие через игру научат ребёнка умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

Непринуждённо, но в естественных жизненных ситуациях ребёнок научится читать, считать, овладеет навыками безопасного поведения в быту, получит базис личной культуры.

В настоящее время лозунги такие как «Учи — играя»«Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся нам понятными и очевидными. Однако на практике обстоит совсем по-другому, мы, педагоги, зачастую вводим в стандартные занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используем игру в качестве формы организации занятий. А как таковая игра на сегодняшний день редуцирует из жизни ребёнка в ДОУ, а само понятие «игра» заменено на «игровые формы обучения». В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени.

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекспроблем в развитии современных детей: снижено или отсутствует произвольное поведение, самосознание, творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Можно наметить ряд следующих условий,способствующих возвращению игры:

1. Необходимое условие для появления детской игровой инициативы прежде всего это открытость образовательной программы

2. Адекватная предметно-пространственная среда.

Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации.

3. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.

Данное понятие является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Прежде всего, это –креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией.Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей.

И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»

Консультация для педагогов «Повышение ИКТ – компетенции педагогов «Мастерство презентации»...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Формирование коммуникативной компетенции педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций

Осмысление педагогами семинара значимости повышения уровня развития своих коммуникативных умений; "проживание" тренинговых упражнений, игровых ситуаций, способствующих фрмированию коммуникат...

Формирование игровой компетенции педагогов ДОУ.

В статье рассмотренны основные позиции игровой компетенции воспитателя. Выделены  условия, способствующие возвращению игровой формы обучения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...