Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
статья (подготовительная группа)

Иванюшина Валерия Сергеевна

Отчет по самообразованию на тему "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx51.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Отчет по самообразованию на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Воспитатель:

Васильева В.С.

2020

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.»

К. Паустовский

Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Перед собой я поставила цель: формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к «малой» и «большой» Родине, основанные на ознакомлении дошкольников с исторических, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

1. Обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном городе, на основе краеведческого материала.

2. Развивать интерес к историческому прошлому России, истории и культурным ценностям родного города, его традициям.

3. Развивать интеллектуальную компетенцию, эмоциональную отзывчивость.

4. Формировать духовно-нравственные качества личности ребенка через приобщение их к истории и культуре родного края, которая неразрывно связана с историей их страны.

5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой, вызвать чувство гордости за свою страну, за принадлежность к русской культуре и стремление сделать свою Родину богаче и краше. Воспитывать уважение к своему народу, его традициям.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни:

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой:

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Предполагаемый результат:

- У дошкольников повысился уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края;

- У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края;

- Представления о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

-  Возросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о прославивших родной край людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Работа с родителями:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми психолого-педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Анкетирование родителей показало, что некоторые родители считают, что в дошкольном возрасте рано говорить о патриотическом воспитании. Имеется искаженное представление о патриотическом воспитании, считая, что речь идет о подготовке к армии. Таким образом, консультирование родителей должны осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встречи с родителями дошкольника происходят по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога ДОУ

Тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

№п. п

Содержание деятельности

Цель

Работа с родителями

Сентябрь

Обработка данных анкетирования. Сбор и анализ литературы для детей и взрослых.

Подбор исторической литературы, дидактического и наглядного материала.

Изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания, готовности к работе по данной области. Создание условий для дальнейшей работы по теме.

Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Октябрь

Беседы об истории возникновения села Остер и города Рославль. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Строители завода».

Аппликация на тему: «Дома на нашей улице»

Рисование на тему:

«Наш город».

Познакомить с историей

возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц и площадей нашло отражение истории города и страны.

Экскурсия с родителями по родному селу.

Ноябрь

Архитектура, предприятия и достопримечательности города.

Рассматривание открыток, фотографий, архитектуры прошлого и настоящего.

Знакомство с предприятиями Рославльского района.

Знакомство с достопримечательностями города, их историей.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Конструирование на тему: «Достопримечательности Рославля».

Д/И «Кому что нужно для работы».

Рисование на тему: «Дома на нашей улице»

Познакомить с

предприятиями города и района,

историей их возникновения и

влиянием на экономическое

развитие города. Познакомить с достопримечательностями города, их историей. Закрепить представление детей об

архитектуре современных зданий.  

Конкурс рисунков «Достопримечательности города Рославль».

Консультация «Этот удивительный город»

Декабрь

Беседы о Смоленской области.

Рассматривание фотографий города Смоленск.

Аппликация «Крепостная стена».

Виртуальная экскурсия по Смоленску.

Лепка «Памятники города».

Познакомить с другими районами и областным центром Смоленской области: их достопримечательностями и особенностями. Закреплять знания о достопримечательностях Смоленска: памятники, Смоленская крепостная стена, Успенский собор и т.д.

Оформление альбома «Край Смоленский».

Просмотр мультфильма «Крепость».

Январь

Знаменитые люди Смоленской области.

Беседа о знаменитых людях, прославивших Смоленский край.

Д\И «Узнай и назови знаменитых людей».

Дать детям знание о том, как народ хранит память о людях,

прославивших наш город и область. Продолжать знакомить с улицами, связанными с именами

знаменитых людей, прославивших Смоленский край.

Консультация «Герои – земляки».

Февраль

Беседа о прославленных защитниках Отечества.

Рассматривание иллюстраций воинов Древней Руси и Российской армии.

Рассматривание фотографий Героев Советского Союза – рославльчан.

Д/И «Аты-баты».

Рисование на тему: «Три богатыря».

Конструирование на тему: «Моряк».

Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники»

Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества

в Рославле и Смоленске. Расширить представления детей о защитниках Отечества:

прославленные полководцы Н.В.

Суворов, М.И. Кутузов. Герой СССР

М. И. Егоров, В. Куриленко, рославльчане – Герои Советского Союза.

Участие родителей в празднике, посвященному Дню защитника Отечества.

Март

Беседа на тему: «Город мастеров» (знакомство с видами народного промысла Смоленского края).

Рассматривание книг, альбомов с образцами народных промыслов.

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин «Народные промыслы».

Аппликация на тему: «Узор на полотенце».

Рисование на тему: «Игрушка «Кузнецы».

Лепка «Глиняные игрушки»

Знакомить детей с видами народно - прикладного искусства (Смоленские «Украсы», ювелирный промысел, стекольное производство, глиняный промысел, художественная резьба по дереву). Показать их связь с местными условиями, с технологией изготовления изделий,

с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего. Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих,

замечательные произведения

декоративно-прикладного искусства.

Фольклорные посиделки «В русской избе»

Апрель

Заповедники и музеи родного края.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы»

Н/П игра «Художественный музей».

Словесная игра «Из какого музея эта вещь».

Рисование на тему: «Пейзаж».

Слушание: П.И. Чайковский «Времена года».

Чтение: О. Туборовская

«В гостях у картины»

Знакомство с заповедниками и музеями Смоленского края

Экскурсия в краеведческий музей города Рославль.

Май

Беседа об участии рославльчан  в Великой Отечественной войне.

Игра-викторина «Символика России».

Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники».

П/И «Сигнальные флажки».

Рисование на темы: «Открытка для ветеранов», «Боевая техника».

Чтение рассказов о войне.

Подведение итогов

Закрепить знания о том, как воины - солдаты защищали нашу Родину в

годы ВОВ. Познакомить с героями

рославльчанами и смолянами.

Рассказать об освобождении

Рославля и Смоленска.

Расширить представления о

защитниках страны в годы ВОВ.

Пробуждать интерес к памяти

боевой славы Смоленска.

Диагностика. Самоанализ по самообразованию.

Участие в акции «Бессмертный полк».

         Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

• Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

• Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимых в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю, а также количественный состав их участников).

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе. Педагогами приобретен новый опыт проведения занятий на основе краеведческого материала.

Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свой народ, его достижения, научит любить природу, бережно относиться к ней.

Заключение:

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Литература:

  1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
  2.  Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
  3.   Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
  4. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова М ТЦ Сфера 2007.
  5. Примерная общеобразовательная программа Дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова,

Н. В. Микляева)

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?

- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну

Средний уровень (2 балла)

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.

Низкий уровень (1 балл)

На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что тебе нравится в нашем городе?

- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.

Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о

географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.

Конспект занятия «Смоленская крепостная стена – ожерелье России».

Задачи:

                 - познакомить детей с одной из главных достопримечательностей нашего города – крепостной стеной, историей построения, особенностями архитектуры;

                 - познакомить с создателем Смоленской крепостной стены Федором Конем, его памятником;

                  - учить узнавать самые известные башни.

Методы и приемы:

                    беседа, рассматривание иллюстраций, презентация «Смоленское ожерелье», изготовление коллективной работы.

Используемая литература:

1. Болотова С.А.«Азбука Смоленского края»

2.Рассказы начальной русской летописи. - М.: Детская литература, 1987

3. Головин Н.Н. «Моя первая русская история». - М.: Терра, 1992

4. Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http:// nasledie.smolensk.ru

5.Алексеев Л. В. «О древнем Смоленске»

6.Мурзакевич Н. Н. «Достопамятности города Смоленска»

Ход занятия:

1.Вступительная беседа

-Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие в прошлое города Смоленск. Давайте вспомним,  о чем мы говорили на прошлых занятиях:

- Почему город назвали Смоленск?

- Какие две реки протекают возле нашего города?

- Какие были занятия у наших предков? Какую роль играли в жизни наших предков реки, леса и озера?

- Для чего нужны герб и флаг города? Опишите, что изображено на гербе города Смоленска и что это обозначает.

       Молодцы, ребята, я вижу, вы многое запомнили, и теперь смело можете рассказать о главном городе нашего края много интересного.

  А теперь мы поговорим о самой главной достопримечательности Смоленска – Смоленской крепостной стене.

    В далеком прошлом Смоленск был пограничным городом. Он находился на западе Руси и защищал ее западные рубежи. С древних времен Смоленск называли ключом всей России. Говорили, что тот, кто владеет этим ключом, тот может считать себя хозяином всей страны.

     Много раз враги мечтали захватить город, завоевать и победить смолян. Поэтому город должен был быть хорошо укреплен. Город окружала деревянная крепостная стена. Но она была несовершенна. Почему?

     Шли годы. Развивалось военное дело, лучше и сильнее становилось оружие. И деревянное сооружение уже не выдерживало натиска вражеских пушек. Поэтому вокруг Смоленска стали возводить каменную стену. Строительство ее было связанно еще и с тем, что вскоре предстояла война с Польшей, соседом России. И русский царь Федор Иоаннович приказал укрепить город Смоленск и сделать его неприступным. Крепость была заложена весной 1596 года, то есть 418 лет назад.

    Первый камень заложил Борис Годунов и писал он царю: « Положили мы такую красоту неизглаголенную, что подобно ей не будет во всей поднебесной: однех башен на стене 38 и поверху ея свободно проезжай на тройке. Как на важной боярыне красиво лежит многоценное ожерелье, прибавляя её красоты и горделивости, так смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси православной на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Как строили крепость.

    Со всех сторон Русского государства в Смоленск съехались опытные каменных дел мастера. Тысячи ремесленников и крестьян делали кирпич, добывали камень, рыли глубокие траншеи для фундамента, забивали в землю толстые дубовые сваи (бревна для опоры). Все это делали вручную. Вся территория Смоленска была превращена в огромный строительный лагерь. Для возведения смоленской крепости требовалось огромное количество кирпича и извести, поэтому во всей Руси под страхом смертной казни было запрещено строительство каменных зданий.

     Работали и зимой и летом, и днем и ночью. Крепость строили долгих 6 лет. Всем строительством руководил знаменитый русский зодчий Федор Савельевич Конь. По тем временам это была тяжелейшая работа, но все же в 1602 году крепость была построена.

Как выглядела крепость.

     Смоленская крепостная стена была самым мощным оборонительным сооружением и уникальным памятником архитектуры в те времена. В состав входило 38 башен. Башни были трехъярусные и были сделаны для верхнего, среднего и подошвенного боя. Через узкие окна-бойницы можно было стрелять из ружей и пушек.

     Высота стен колебалась от 13 до 19 метров (вместе с зубцами), ширина достигала 6 метров, протяженность крепости – 6,5 километров. Под крепостью были сделаны специальные погреба, где хранились порох и ядра.

     У крепости было 9 въездных ворот. Ворота были с подъемными мостами, которые перекидывались через рвы, устроенные вдоль стен. Вокруг всей крепости устраивались внешние дополнительные земляные укрепления.

2. Просмотр презентации «Смоленское  ожерелье»

Башни Смоленской крепостной стены.

     Особую привлекательность крепостной стене придают ее башни. У каждой башни свое название и предназначение.

     Еленьевская башня называлась так потому, что имела прямой выход на Ельнинскую дорогу и вела в древний город Ельню.

    Башня Пороховая получила свое название от того, что в ней хранили порох.

     Башня Веселуха называлась так потому, что была расположена на очень красивом месте. Она веселила глаз, то есть очень нравилась горожанам.

    Башня Орел расположена на самом высоком месте с хорошим обзором, поэтому и получила название зоркой и могучей птицы.

    Интересно название Грановитой башни: в нем отражены особенности её формы, большое количество углов (граней)

    Через боковые ворота большой четырехугольной башни  Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот.

    Некоторые башни использовались как сигнальные опорные точки. Башня Бублейка получила свое название потому, что при приближении врага с нее подавались сигналы – били в бубны и барабаны.

     В минуты опасности на башне Маховой тоже подавали сигналы: днем махали каким-либо хорошо видимыми предметами, а ночью – сигналили факелами.

     Возле башни Донец были расположены стоянки донских казаков – стрельцов.

     Башня Громовая – угрожающе выдвинутая вперед и позволяющая вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобной, чем и заслужила свое название.

3. Практическая часть

Выполнение макетов башен Смоленской крепостной стены.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам стать архитекторами и попробовать самим возвести стены нашей крепостной стены. Посмотрите внимательно, я приготовила вам заготовки будущих стен и башен. Вам нужно их раскрасит, вырезать и склеить. Готовы?

Тогда вперед!

4. Заключительная часть

       Более 400 лет во всей красе стоит Смоленская крепость. За этот период не один раз сдерживала она наступления врагов и подвергалась разрушениям. Всего при постройке крепость насчитывала 38 башен, на сегодняшний день осталось только 17 башен. Протяженность при постройке была 6, 5 километров, а осталось немногим больше 2,5 километров. Многое видели эти стены – победы и поражения, смерть и рождение, но всегда крепость выполняла свою главную задачу – грудью защищала она сердце России от всех врагов и неприятелей, и птицей воскрешалась и становилась только еще краше!

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому развитию.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу , номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о детском саду, о работниках детского сада: какие обязанности они выполняют, где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы. 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал: иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают 

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях города Рославля.

Материал:  иллюстраций, фотографий города Рославля и Смоленской области

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

«Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями, с  семейными фотографиями и генеалогическим древом семьи.

«Найти флаг России, города Рославля, Смоленской области»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, города, области, областного центра. Закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал: картинки с изображением разных флагов.

Ход игры: среди 4-6  предложенных флагов  найти нужный.

«Путешествие по городу Рославль»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с  известными людьми страны, области, города.

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

«Моих родителей зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

 «Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности  

Материал: «Малая Красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

Ход игры: Воспитатель показывает

 картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»...