Теоретические основы успеха воспитанников
консультация

в статье раскрыты теоретические и практические аспекты формирования у детей основ успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskie_osnovy_uspeha_-_kopiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы успеха воспитанников

     Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

      Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для ребенка.

    Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии. Так, У. Глассер убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку: если ребенку удастся добиться успеха в детстве, то у него есть все шансы на успех в жизни.

     А. Маслоу считает личность ребенка неповторимой уникальной ценностью с заложенным изначально потенциалом, в полной мере способствующим его саморазвитию. Важно создать условия для удовлетворения развивающихся потребностей подрастающего человека.

         А.А. Андреева пишет о том, что успех - это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; это процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Автор утверждает, что для того, чтобы ребенок был успешен, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Важно не просто обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

      Исследователи утверждают, что образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс всесторонне развиваться, становиться личностью, проявлять свою индивидуальность. В свою очередь, всестороннее развитие каждого ребенка с учетом его возраста, способа и темпа самоосуществления является главным принципом, обусловливающим перспективу саморазвития, реализации его сущностных сил. Все дети разные с позиции самоосуществления (разный исходный социальный опыт, разные сложившиеся системы отношений, самосознание), однако все равны с точки зрения своего права на полноценное саморазвитие в образовательном процессе.

   В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности  

     В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагогов, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха дошкольника отличается от радости школьника. Школьник и осознает, и переживает успех, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Дошкольник  же не столько осознает успех, сколько переживает.

        Надо полагать, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех - это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других гимназистов и т.д.)

     Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

        Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости.

     Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. По мнению А. С. Белкина, ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

        Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности. Ситуация - это то, что способен организовать педагог. Переживания радости, успеха-явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

                 Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей ребенка, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:

- полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей - импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом - переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка. Это вовсе не означает, что педагог разделяет поступки и действия подростка, понять - не значит согласиться;

- свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться определенного результата. Нельзя принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо. Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием;

- понимание внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию, способности не приписывать ребенку тех отрицательных качеств, которые взрослому хочется видеть в нем.

- умение не только слышать, но и слушать. Это требует от человека волевых усилий, связанных с пониманием сути происходящего. От понимающего слушателя требуется: своим видом демонстрировать, что он внимательно слушает и пытается понять; не перебивать репликами и рассказами о себе; не давать оценок; оценочные суждения заменять невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика; не давать советов, если в них не нуждаются.

Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

     Таким образом, другой принцип педагогики успеха - принцип сотрудничества, то есть партнерская деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Теоретические основы социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы ДОУ

Цели социально-коммуникативного развития заключаются в: содействии на пути усвоения нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе; развитии взаимодействия и общения малыша с ...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...