Теоретические основы социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы ДОУ
консультация (младшая группа)

Шабурова Светлана Васильевна
Цели социально-коммуникативного развития заключаются в: содействии на пути усвоения нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе; развитии взаимодействия и общения малыша с другими людьми вне зависимости от их возраста; обеспечении базы для становления самостоятельности, в том числе и саморегуляции, целенаправленности поступков; наполнении социального и чувственного интеллекта (развитие умения сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным); формировании основ безопасного поведения в социуме, на природе, дома; воспитании уважения к семье, коллективу и родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы социально-коммуникативного развития воспитанников младшей группы ДОУ

Социально-коммуникативное развитие — это процесс социализации ребёнка через приобщение его к общепринятым нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным традициям в семье и стране, в которой малыш живёт, за счёт комбинации разных форм общения: индивидуального, группового.

Цели

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) миссия социально-коммуникативного развития воспитанников младшего дошкольного возраста 1,5–4 лет в детском саду заключается в:

  • содействии на пути усвоения нравственных, моральных норм и ценностей, которые приняты в обществе;
  • развитии взаимодействия и общения малыша с другими людьми вне зависимости от их возраста;
  • обеспечении базы для становления самостоятельности, в том числе и саморегуляции, целенаправленности поступков;
  • наполнении социального и чувственного интеллекта (развитие умения сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным);
  • формировании основ безопасного поведения в социуме, на природе, дома;
  • воспитании уважения к семье, коллективу и родине.

Социально-коммуникативное развитие подразумевает поиск путей взаимодействия малышей в совместной деятельности, развитие общих интересов.

Реализация поставленных целей осуществляется посредством решения ряда задач:

  • Развивать речь малышей. В 1,5–2 года - это работа по формированию звуковой культуры, то есть освоение детьми звуков (а, о, э, п, м, б), развитие мелкой моторики, обогащение пассивного словарного запаса. В 2–4 года — расширение звукоряда до и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й, тренировка мелкой моторики, а также формирование активного словаря.
  • Стимулировать интерес к видам игр. Если в первой младшей группе в силу возрастных особенностей это забавы «один на один» с игрушкой (мозаики, пазлы, пирамидки), то во второй младшей, когда ребята проявляют интерес к играм в группе, парах, это ролевые, подвижные игры.
  • Формировать позитивные установки к трудовой активности. В первой младшей группе — помощь в той или иной деятельности (например, поливе цветов на клумбе), во второй младшей — поощрение инициативы (например, когда малыши помогают дворнику убирать снег детскими лопатами).
  • Работать над развитием навыков самообслуживания. В 2–3 года дети учатся одеваться-раздеваться в определённой последовательности, умываться, кушать самостоятельно с помощью взрослого при необходимости. В 3–4 года - это содействие со стороны минимизируется и чаще всего носит характер замечаний относительно непорядка в одежде (расстёгнутая пуговица, незаправленнная майка и т. д.).
  • Воспитывать навыки культуры общения, не кричать, а взаимодействовать спокойно.
  • Прививать доброжелательное отношение к миру, привычку делиться с товарищем.

Для младших дошкольников умение делиться игрушками — важный этап взросления

  • Показать основы оценки и самооценки хороших и плохих поступков.
  • Приучать быть вежливыми, уважать старших.

Направления работы

Исходя из поставленных целей и задач, социально-коммуникативное развитие ребёнка связано с деятельностной стороной формирования личности, то есть с:

  • игровой деятельностью;
  • трудовой активностью;
  • самообслуживанием.

В образовательно-воспитательном процессе педагог выбирает те конкретные приёмы, которые наиболее полно способствуют выполнению миссии социально-коммуникативного развития в рамках перечисленных видов деятельности.

Игровая деятельность помогает дошкольникам научиться общаться и усваивать правила поведения.

Приёмы для социально-коммуникативного развития дошкольников 1,5–4 лет

Как и любая другая сфера развития личности, процесс социализации происходит благодаря применению ряда приёмов: наглядных, словесных и игровых. В связи с тем, что задачи социально-коммуникативного развития в первой и второй младших группах несколько разнятся, рассмотрим группы приёмов отдельно.

Первая младшая группа

Несмотря на то что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, в 1,5–3 года малыши стремятся играть либо самостоятельно, либо со взрослым, поэтому групповые виды работы применяются не слишком активно. Правила поведения отлично усваиваются ребятами в процессе прослушивания сказок, поучительных историй.

В первой младшей группе приёмы направлены на то, чтобы каждый малыш поучаствовал в том или ином виде деятельности в одинаковой мере.

Таблица: приёмы для социально-коммуникативного развития личности детей 1,5–3 лет

Группа приёмов

Название

Цели и задачи

Пример

Наглядные

Наблюдение

  • Расширять представления детей об окружающем мире, опираясь на ведущий в этом возрасте наглядно-образный тип мышления;
  • развивать усидчивость;
  • воспитывать терпение.

В зимний день на прогулке наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

Демонстрация

Связывать зрительный образ с тем или иным явлением, понятием.

При рассмотрении темы «Волшебные слова: уроки вежливости» дети смотрят сюжет, разыгранный перчаточными куклами, о том, как один герой говорил вежливые слова, а второй — нет. В итоге первому многочисленные друзья помогли дом к зиме построить, а второй так и маялся в одиночестве и злобе, пока не перевоспитался.

Словесные

Беседа

  • Объяснить смысл неизвестных понятий, явлений (например, туман, роса);
  • вовлечь малышей в диалог, дать им возможность слышать звучащую речь и повторять услышанное.

Беседа сопровождает любой вид деятельности с малышами. Например, во время наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке, малышам задаются такие вопросы: «Для чего прилетают птицы к кормушкам?», «Кто наполняет кормушки?» и пр.

Загадки, стихотворения (приём особенно часто используется в качестве мотивационного начала занятия)

Развивать образное и логическое мышление, быстроту реакции, умение быстро включаться в деятельность.

При изучении темы «Облака» малышам предлагаются загадки, ответы на которые договариваются по рифме:

  • Что за чудо?
    В нашей речке
    Отражаются овечки —
    Белоснежные бока,
    Проплывают… (Облака).
  • Комья «ваты» проплывают,
    Солнышко прикрыв слегка.
    Дружно скажем: все их знают.
    Что же это? (Облака).

Рассматривая тему «Домашние животные», педагог декламирует короткие стихотворения, например:

  • Утка крякает: «Кря, кря,
    Я на пруд иду не зря,
    Буду плавать и нырять,
    На воде люблю гулять!
  • Ест корова на лугу
    Маки да ромашку.
    Вкусным будет молоко,
    Чтоб сварить нам кашку.

Сказки, рассказы

  • Дать представление о тех или иных предметах, явлениях или действиях;
  • учить малышей сопереживать героям;
  • прививать морально-этические нормы поведения;
  • воспитывать толерантность, уважение к труду.

Кроме программных произведений («Репка», «Три поросёнка» и др.) воспитатель подбирает сказки или рассказы, связанные с конкретными аспектами темы. Например, формируя навык мыть руки, дети с большим интересом слушают сказку «Кто же настоящий друг?».

Чистоговорки

  • Тренировать артикуляционный аппарат (помочь «появиться» звукам);
  • учиться работать слаженно, произнося слова хором;
  • развивать речь.
  • Уп-уп-уп,
    Мама варит суп.
  • Бы-бы-бы,
    Идёт дым из трубы.

Игровые

Дидактические игры

  • Объяснять суть явлений и предметов;
  • учить действовать в соответствии с заданием;
  • побуждать к самостоятельности;
  • создавать положительный эмоциональный климат в группе;
  • помогать детям адаптироваться к условиям детского сада.

Игра «Убери комнату» (при изучении темы «Поведение в детском саду»). Воспитатель показывает детям киску, которая очень любит порядок, и предлагает продемонстрировать, какие аккуратные дети в группе. Сначала малыши отвечают на вопросы киски (например, где должны стоять машинки?), а затем расставляют все игрушки по местам. Кошка также выполняет поручения детей («Протри, пожалуйста, пыль»). Потом поручения даются каждому малышу, за их выполнение киска звонит в колокольчик и хвалит ребёнка.

Подвижные игры

Стимулировать двигательную активность, учиться координировать свои действия с действиями товарищей.

Игра «Прокати мяч» (для рассмотрения темы «Знакомство»): дети садятся друг напротив друга на расстоянии 1,5–2 м. Сначала педагог, держа мяч двумя руками, катит его к ребёнку, малыш возвращает мячик обратно. Затем дети перекатывают мячи друг другу, приговаривая: «Лови мяч, Серёжа (Вова, Лена)».

Пальчиковые игры

Развивать мелкую моторику.

  • Мы капустку рубим-рубим (выполняют движения прямыми ладонями вверх-вниз),
    Мы капустку солим-солим (поочерёдно поглаживают подушечки пальцев),
    Мы капустку трём-трём (трут кулачки друг о друга),
    Мы капустку жмём-жмём (сжимают и разжимают кулачки).
  • Это глазки. Вот, вот.
    Это ушки. Вот, вот.
    Это нос, это рот.
    Там спинка. Тут живот.
    Это ручки. Хлоп-хлоп.
    Это ножки. Топ-топ.
    Ох, устали, вытрем лоб! (Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом).

Вторая младшая группа

В 3–4 года дети активно проявляют интерес к взаимодействию со сверстниками. Наедине с самим собой или при взаимодействии со взрослым ребёнку быстро становится скучно.

В 3–4 года малышам интереснее играть друг с другом, чем самим с собой.

Успешным приёмом мотивации дошкольников может стать путешествие в волшебную страну.

Таблица: приёмы для социально-коммуникативного развития личности детей 3–4 лет

Группа приёмов

Название

Цели и задачи

Пример

Наглядные

Наблюдение

  • Накапливать представления об окружающем мире;
  • конкретизировать полученные знания;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать уважение к сверстникам и взрослым.

При изучении темы «Листопад» воспитатель предлагает детям рассмотреть краски падающих листьев, походить по опавшей листве, прислушиваясь к её шорохам, а также пронаблюдать за тем, как ветер срывает листья с веток.

Демонстрация

Учиться связывать образ с понятием, делать простые обобщения.

Воспитатель приносит в группу комнатный цветок с запылёнными листьями. Такой же, но ухоженный экземпляр есть в группе. Педагог предлагает детям сравнить два цветка и выяснить, что с «гостем» не так. Дети делают вывод, что он такой же, только грязный.

Словесные

Беседа

  • Вовлекать малышей в диалог;
  • расширять активный и пассивный словарь;
  • выявлять нарушения речи, связанные с отставанием освоения звуков, определённых возрастной нормой.

Как и в первой младшей группе, беседа строится по вопросно-ответной схеме. Постепенно при работе с текстами сказок, рассказов педагог вводит проблемные вопросы. Например, рассматривая сказку «Теремок», можно предложить задание следующего типа: «Ребята, а почему теремок развалился, когда медведь в него влез?».

Стихотворения (становятся более объёмными), загадки (могут быть без договорок)

Развивать образное и логическое мышление, внимание, быстроту реакции, умение быстро включаться в работу.

Перед началом работы над темой «Дикие животные» воспитатель предлагает прослушать стихотворения и ответить на вопросы об их содержании (например, «Какого размера ёж?», «Кого он может обмануть?» и т. д.):

  • На спине моей иголки,
    Я живу под пнём у ёлки,
    Хоть я маленький зверёк,
    Но в иголках моих толк.
    Даже волка и лису
    Обмануть могу в лесу.
  • Я сердитый, серый волк.
    Я в зайчатах знаю толк.
    На тропе моей лесной
    Не ищи ты встреч со мной.
    Если только догоню,
    В раз тебя я проглочу.

С помощью загадок можно отрабатывать изученную тему. К примеру, изучая животных, задания предлагаются следующие:

  • Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос. (Медведь).
  • Комочек пуха, длинное ухо,
    Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).

Сказки, рассказы

Цели идентичны соответствующему приёму для первой младшей группы.

Поскольку 3–4 года — это возраст постоянных «почемучек», наряду с программными сказками можно предложить ряд терапевтических, призванных решать те или иные проблемы в воспитании и обучении ребёнка. К примеру, отказывающимся от еды малышам будет интересно послушать «Как Илюша животик кормил».

Чистоговорки

Выявлять нарушения в звукопроизношении, развивать речь, её скорость.

  • Ду-ду-ду,
    Дети бегают в саду.
  • Ко-ко-ко,
    Кошка любит молоко.

Игровые

Дидактические игры

  • Учить узнаванию предметов, звуков, образов;
  • побуждать к самостоятельности;
    создавать положительный эмоциональный климат в коллективе.

Игра «Что звучит?». Воспитатель показывает музыкальные инструменты и демонстрирует их звучание. Затем прячет за ширму и предлагает детям узнать инструмент по звуку.

Подвижные игры

  • Развивать двигательную активность;
  • учить детей выполнять движения небольшими группами, держась друг за друга или не держась;
  • тренироваться начинать и завершать движение по сигналу.

Игра «Поезд». Воспитатель предлагает ребятам встать друг за другом, положив руки на плечи соседа, чтобы образовались вагончики. Педагог принимает на себя роль паровоза, который произносит: «Ту-туу», и вагоны двигаются по оговорённой траектории. По сигналу «локомотива» «поезд» останавливается.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики, навыка координировать разные движения пальцев одной руки между собой.

  • Покажу я вам игрушки:
    Это курочки пеструшки (указательный и большой пальцы каждой руки соединяют подушечками (клюв), остальные пальцы направляют вверх и слегка сгибают (гребешок)),
    Это зайка (средний и указательный пальцы правой руки направляют вверх (ушки зайца), остальные прижимают к ладони),
    Это пёс (ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко)).
    Вот машинка без колёс (правую ладонь складывают в виде пригоршни и накрывают ею ладонь левой руки).
    Это книжки-раскладушки.
    Вот и все мои игрушки (руки рёбрами ладоней ставят на стол, ладони прижимают друг к другу, а затем раскрывают).
  • Я юлу кручу, верчу
    И тебя я научу (большим пальцем проводят по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот, выполняют как правой, так и левой рукой).

Как мотивировать детей

От того, как будут настроены малыши на работу, зависит успех всего занятия. Поэтому очень важно выбрать подходящие мотивационные приёмы.

  • Демонстрация. Каждая тема должна сопровождаться картинками. К примеру, если речь идёт об изучении профессий во второй младшей группе, то все изучаемые виды деятельности человека должны сопровождаться иллюстрациями. Причём желательно по 2–3 изображения на каждую профессию, включая антураж места работы.
  • Пальчиковый театр — один из самых любимых детьми демонстрационных приёмов
  • Стихотворения, загадки. Об этих словесных приёмах говорилось выше, но стоит отметить, что такой способ мотивировать малышей подходит не только в качестве начала занятия. Им стоит воспользоваться и в конце работы, когда интерес к деятельности в силу объективных причин, а именно неумения долго концентрироваться на одной теме, теряется. Таким способом можно снова «включить» детей в работу.
  • Игры. Применяется в середине занятия, на этапе знакомства с новым материалом. Так, изучая сказку К. Чуковского «Мойдодыр» на развитии речи во второй младшей группе, ребята иллюстрируют действия щётки, мыла и мочалки упорядочиванием картинок-иллюстраций к тексту. Получается, что мотивационной игрой может быть любая забава, подобранная по теме и прорабатывающая тот или иной этап занятия.
  • Беседа, рассказ. Умело подобранное слово отлично мотивирует не только взрослых, но и детей. Так, если занятие, посвящённое теме «Здоровье», будет не просто уроком, а путешествием в страну «Неболейка», и сопровождать малышей будет не только воспитатель, но и специальные «гости», то слушать о важности чистки зубов от Госпожи Зубной Щётки, учиться правильно намыливать ручки вместе с Хрюшей и умываться с Неумейкой будет куда интереснее. Персонажи могут быть куклами или объёмными поделками.

Методика проведения занятий по социально-коммуникативному развитию

Структура занятия, направленного на социально-коммуникативное развитие ребёнка, для первой и второй младших групп будет едина.

  1. Вводная часть, состоящая из приветствия и актуализации опорных знаний (2–3 минуты).
  2. Основной этап, то есть знакомство с новой темой, отработка полученных знаний, умений и навыков на практике (10–12 минут). Например, на занятии по ознакомлению с окружающей средой дети сначала наблюдают за действиями дворника, убирающего снег с дорожек, а затем помогают ему. Эта часть занятия включает также физкультминутку и/или пальчиковую гимнастику.

Прежде чем пробовать себя в каком-то виде деятельности, дети должны увидеть, как это делают взрослые

  1. Закрепление материала (4–5 минут). На этом этапе обычно малыши либо беседуют с педагогом относительно того, что они узнали, чему научились, то есть беседа совмещается с рефлексией следующей части занятия (обычно так происходит при нехватке времени), либо включаются в созидательную деятельность (к примеру, выполняют аппликацию «Небесные овечки» из ваты при изучении темы «Облака»), либо играют.
  2. Заключительный этап (1–2 минуты). Педагог благодарит ребят за работу, хвалит каждого, раздаёт поощрительные знаки: наклейки, вырезанные фигурки и пр. (если такой способ оценивания работы на занятии принят в системе мониторинга ДОУ). Со второго полугодия учебного года воспитанники второй младшей группы учатся самоанализу на уровне «Понравилось мне занятие/не понравилось».

Выполняя общее для всех задание, ребята учатся взаимодействовать друг с другом.

Центр коммуникации как часть предметно-развивающей среды в младших группах ДОУ

Социализация ребёнка подразумевает гармоничное сочетание всех элементов окружающей среды, направленных на всестороннее развитие личности малыша. Такая грамотно организованная система вещественных объектов в ДОУ называется предметно-развивающей средой. Пространство группы делится на несколько зон — центров или уголков, каждый из которых позволяет:

  • определиться с личностными интересами и предпочтениями (например, в первой младшей группе некоторые воспитанники увлечённо играют с машинками-паровозиками, а их товарищи отдают предпочтение более созидательным видам деятельности — складыванию мозаик, работе с конструктором);
  • развивать способность искать и находить пути взаимодействия с педагогом и другими ребятами (особенно актуально это для малышей 3–4 лет, которые с возрастающей заинтересованностью обращают внимание на игры в парах со сверстниками или в мини-группах);
  • формировать навык оценивания своих и чужих поступков, чувств (то есть донести суть той или иной ситуации с помощью слов, а не эмоциональной реакции на неё).

Во второй младшей группе дети пробуют себя в презентациях проектов, что формирует умение давать объективную оценку деятельности товарища и своей работе.

Таким образом, цели создания предметно-развивающей среды соотносятся с миссией социально-коммуникативного развития малышей, то есть каждый из центров, так или иначе, способствует реализации задач социализации ребёнка. Значит, центр коммуникации — это не отдельная зона, а собирательный образ, так как материалы для социально-коммуникативного развития находятся в разных зонах и отвечают требованию доступности для воспитанников младшего дошкольного возраста, то есть понятны и актуальны для детей 1,5–4 лет.

Социально-коммуникативное развитие детей первой и второй младших групп — это масштабная работа, направленная на помощь малышам в адаптации к детскому саду, к условиям пребывания в коллективе с необходимостью взаимодействовать с другими ребятами и взрослыми. Кроме того, работа по социально-коммуникативному развитию, включённая во все виды образовательной деятельности, способствует освоению речи, норм и правил поведения, принятых в обществе. Чтобы реализовывать изученные теоретические основы на практике, педагогу важно методически грамотно выстроить работу, подобрать приёмы взаимодействия с детьми и организовать предметно-развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по социально- коммуникативному направлению во второй младшей группе по сказке «Репка»

Сказка - это удивительное воздействие на внутренний мир человека. А для дошкольников сказка - это мир путешествий, один из самых древних методов воздействия на личность ребёнка....

Теоретические основы словарной работы в 1 младшей группе

Основы словарной работы в 1 младшей группе...

Развитие социально-коммуникативных навыков во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию социально-коммуникативных навыков «Вот и гости к нам пришли!» во второй младшей группеЦель: развитие и формирование у воспитанников нравственных нормобщения, н...

Конспект занятия по развитию социально-коммуникативных качеств в первой младшей группе «В мире игрушек»

Цель: формирование навыков бережного отношения к своим и чужим игрушкам, и правил обращения с игрушками.Детская цель: помочь зайчику, научиться, не обижать свои игрушки.Задачи:Обучающие:·...