Экскурсия в мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Орликова Ольга  Владимировна

Патриотическое воспитание дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для старших дошкольников

Экскурсия в Мини-музей «БОЕВОЙ СЛАВЫ»

Цель: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

- формировать у детей представление о подвиге народа;

- подвести детей к выводу о том, что война - это плохо, а мир - хорошо

Развивающие задачи:

- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;

- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;

- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, позитивное отношение друг к другу;

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство патриотизма.

- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;

- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.

Методы и приемы:

словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;

наглядные: демонстрация наглядного материала;

Демонстрационный материал:  баннер  «Родина - мать зовёт», два стенда с фотографиями: «Города-герои», макет «Блендаж»,  пилотки, макет «Самолет», солдатские  письма-треугольники, макет «Вечный огонь».

Музыкальный материал:

- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля

- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход экскурсии:

Воспитатель. Добрый день. Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место. В этом году вся наша страна отмечает 75 летнюю годовщину в Великой Отечественной войне, но в связи со сложившейся ситуацией парад перенесён с 9 мая на 24 июня. А вы знаете почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Потому что, именно в этот день 75 лет назад по Красной площади прошли воины, победившие фашистские войска. Именно в эти дни вспоминают солдат, погибших и живых, тружеников, тех кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.

Воспитатель. Мы с вами находимся в музее «Боевой славы»

 - Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались. И так начнём.

Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами и никто не подозревал, что скоро начнется война. Фашистская Германия без предупреждения напала на нашу землю. Путь к победе был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью и невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью и болью были наполнены 1418 дней и ночей ВОВ.

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти к большому баннеру. А называется он «Родина-мать зовёт».

- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

На этом баннере изображёна статуя с мечом, призывающая на помощь своих сыновей. Приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны.

Я - Родина-мать!
Я стою на холме,
Где тысячи тысяч легли!
Где кровью пропитана каждая пядь
Врагу непокорной земли.


Воспитатель: Так же мы видим тяжелые будни войны (раздача пищи на фронте, солдат  с автоматом на посту, перевязка раненного солдата.) Танки на улице. Жуков на белом коне объезжает построение войск, по брусчатке древней площади чеканят шаг бойцы и офицеры. Солдат в медалях и орденах.

Воспитатель: А вы знаете ребята, какая награда была самая главная?

-Это  Золотая звезда, были ещё Орден Красного знамени, орден «Красной звезды»; медаль «За отвагу»; орден Славы (показ на иллюстрациях). Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.

- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?

- Какими они были? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильносмелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.

 Воспитатель. За освобождение своей Родины сражались не только взрослые. Но и дети. Почти каждый мальчишка в то военное время мечтал попасть на фронт. Дети, в ту суровую пору, становились воинами. Взяв в руки винтовки и гранаты, они воевали на фронте, подносили снаряды, ходили в разведку, ухаживали за ранеными. Давайте посмотрим на эти фотографии военных лет, сохранившиеся в нашем музее. Почти в каждом полку воевали дети. Сыны полка... Голодных и промерзших их привозили в штабные землянки. Многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры оставляли их в полку.

Много подвигов совершили юные герои. Об одном таком герое я хочу вам рассказать. Звали его Леня Голиков. Наравне со взрослыми он участвовал в настоящих боевых операциях. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Ему удалось догнать немецкого генерала и захватить портфель, в котором оказались очень важные документы. Погиб Леня Голиков в неравном бою с фашистами. Ему было присвоено звание героя Советского Союза.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать

Но всё равно, в боях они умели

Не отступать и побеждать!

Воспитатель: Посмотрите, ребята на этот стенд.

Здесь вы видите фотографии наших земляков-героев Великой Отечественной войны.  Земляки – это значит, люди, которые живут или жили в одном городе, нас с вами тоже можно назвать земляками, потому что мы с вами живем в одном городе – Сорочинске.

(Звучит фонограмма песни «Священная война»).

А под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей. 

Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.

Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

Когда однажды молодого бойца-танкиста спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Военная песня стала неотъемлемой частью военного времени, а  тяжелые будни войны складывались в стихи и рассказы. Очень много литературы было написано в годы Великой отечественной войны.

Воспитатель: А на этих полках дети вместе с родителями  делали военные экспонаты.

Воспитатель. Сейчас я хочу пригласить вас к следующему экспонату, который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание макета «Блиндаж»).

- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.

- А для чего он был нужен? (Ответы детей) Чтобы укрывать военных от огня противника. Они так же использовались для отдыха солдат, там оказывали первую помощь раненым, также там находились связисты. Печка-буржуйка (сымитирован огонь), около которой сушили сапоги, ящик от боеприпасов вместо стола,  на стене плакат «Родина -мать», пожелтевшая от времени, карта сражений, недописанное солдатское письмо на столе, кружка, фляжка, котелок, ремень, шинели, керосиновая лампа, санитарная сумка,  макет автомата( Всё это демонстрируется на месте).

Воспитатель. Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок?

Дети. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети. Герой.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. А ещё бывает подвиг города, когда всё: и дома, и деревья, и вода, и дороги, и улицы - все восстает против врага. Такие города называют городами - героями. О них мы сегодня будем говорить.

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.

Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди-
Есть справедливость на Земле!

Воспитатель. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).

Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат.

 - Во время короткой передышки между боев, солдаты старались послать весточку своим родным. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси». (Рассматривание солдатского письма.)

Воспитатель: И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа. В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались. В нашем музее сохранились кадры тех радостных мгновений. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой. Никогда этот день не забудут люди. В каждом городе есть памятник павшим в этой войне. Рядом с ним горит Вечный огонь. Этот огонь никогда не гаснет. Люди приносят к нему цветы в знак благодарности.

        Пускай свеча,
        Не гаснет никогда,
        Горит в сердцах,
        Как память о войне.
        Мы помним тех,
        Кто победил врага,
        Дав жизнь и мир,
        Всем людям на Земле.

Воспитатель. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.

За чистое небо, за мир и покой

Вам, ветераны, поклон наш земной!

Заслуг перед Родиной ваших не счесть,

За это сегодня вам слава и честь-

За то, что не дали вы шансов врагам

Желаем здоровья и радости вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини-музей «Этих дней не смолкнет слава»

Интересный конспект для вас дорогие колеги...

РППС младшая группа. Мини-музей «Транспорт – боевой техники»

знакомство детей с различными видами транспорта;развитие умения классифицировать транспорт по видам;формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.В основу решения этих задач положен...

Экскурсия в «Народный музей Боевой Славы и истории города»

Музей для дошкольников является средством формирования целостной личности, приобщение ребенка к культурным ценностям и традициям....

«Экскурсия в Мини-музей воинской славы «Никто - не забыт, ничто - не забыто!»

Цель: Углубление знаний о мужестве солдат в ходе Великой Отечественной Войны. Обучающие задачи: - формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Вели...

Конспект-экскурсия по мини-музею боевой славы в ГБДОУ№93

Цель: сохранить память и уважение к павшим бойцам, через знакомство с экспонатами музея....

Экскурсия в Мини-Музей " Боевой Славы"

Экскурсия в Мини-Музей " Боевой Славы"...


 

Комментарии

Наши дети ничего не знают о войне.Данная экскурсия поможет пробудить в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;научит их понять главное,что война ,это плохо -нужно жить в мире.