Отчёт по самообразованию "Развитие математических представлений в старшем дошкольном возрасте"
статья (подготовительная группа)

Отчёт по самообразованию "Развитие математических способностей в старшем дошкольном возрасте" на основе современной инновациинной технологии в воспитательно - образовательном процессе, интеллектуальная игра для дошкольников "Как гусеница и муровей в гости ходили" С мастер-классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu_2019.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Ручеёк»

г. Петровска Саратовской области

Отчет по самообразованию

Ермолаевой Юлии Евгеньевны,

воспитателя подготовительной группы «Звёздочка»

Дата начала работы над темой__01.09.2018г.__

Предполагаемая дата окончания работы___30.05.2019г.__

.Петровск

2019г

Тема моего самообразования "Развитие математических представлений в старшем дошкольном возрасте"

Цель: повышение своего профессионального уровня.

Задачи: 
1. Изучение новых нормативных документов по вопросам дошкольного воспитания;

2. Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства организации образовательного процесса;

3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

4. Развитие инновационных процессов.

Для начала я изучила литературу по данной теме в сети интернет и журнале "Дошкольное образование".

Так же для повышения своего профессионального уровня я запланировала посещение районных методических объединений, вебинаров, интернет сайтов, педагогических советов ДОУ, внедрение и распространение в детские массы д/и А.З.Зака "Как гусеница и муравей в гости ходили", что и выполнила в полном объёме.

Представить результаты своей работы в следующем виде:

  1. Оформить папку-передвижку для родителей "Развитие математических способностей у старших дошкольников"
  2. Публикация результатов работы на интернет - сайте
  3. Выступление перед коллегами на методическом мероприятии старших групп ДОУ

В прошлом году я познакомилась с современной инновационной технологии в воспитательно  – образовательном процессе интеллектуальная игра для дошкольников А.З.Зак "Как гусеница и муравей в гости ходили". И за основу своего самообразования взяла именно эту технологию.

Изучила всю литературу которую нашла по данной теме, но её оказалось очень мало как в печатном виде, так и в сети интернет, после изучения технологии приступила к активному внедрению её в группе "Звоночек"

Сначала я не могла заинтересовать детей, т.к. игра требовала от ребят сосредоточенности, усидчивости, внимания, но со временем мне удалось это сделать.

Мастер-класс

«Интеллектуально-развивающая игра

«Как гусеница и муравей в гости ходили» А.З.Зака»

Как свидетельствуют давно ведущие наблюдения психологи, дети в детстве выделявшиеся среди сверстников понятливостью и умением быстро схватывать, вырастая становятся признанными мастерами своего дела. Именно эта понятливость и лежит в основе их успехов. А ведь понятливость, это не что иное, как хорошо развитое мышление. 

Существует три вида мышления наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно и продуманно, сознательно управляя и контролируя свои действия.

Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что, решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы достижения цели, мысленно сопоставлять эти планы, чтобы найти самый лучший.

Своеобразие словесно-логического мышления (в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного) состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках.

Поэтому главная цель работы воспитателя по развитию словесно-логического, отвлеченного мышления старшего дошкольника заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы суждений. Необходимо подготовить последовательный переход в развитии мышления через мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключения).

Все это составляет основу методики Анатолия Залмановича Зака, доктора психологических наук, профессора кафедры «Педагогическая психология» факультета «Психология образования» МГППУ (Московский городской психолого-педагогический университет), ведущего научного сотрудника Психологического института РАО. Он является Лауреатом конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России». 

Работая над развитием мышления и творческих способностей детей, на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания. 

Всем известно, что для детей, а особенно для детей - дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. 

Обучение сложным логическим операциям проводится через интеллектуально-развивающую игру «Как гусеница и муравей в гости ходили».

Цель игры: 

Развитие логического мышления; интеллектуальной гибкости; создание условий для активизации развития умственной деятельности ребенка.

Решение с детьми занимательных задач служит надежной основой их умственного развития, формирования у них познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность.

Предлагаемая игра предназначена для групповой работы с детьми старше пяти лет, при индивидуальной форме занятий в игру можно включать детей с четырёх лет.

Я работаю во второй младшей группе, с детьми трёх - четырёх лет. Определив, с помощью педагогической диагностики, детей с высоким уровнем развития я предложила им эту игру, по настоящему заинтересовала и увлекла игра только одного ребёнка, но я планирую в дальнейшем познакомить с этой игрой всю группу, и применять элементы заданий как на занятиях так и в свободной деятельности.

А сейчас я хочу познакомить вас с этой игрой.

1. Создание игровой ситуации. Знакомство с героями игры - Гусеницей и Муравьем. Используется 4-клеточное поле (раздать заготовки присутствующим):

Игровая ситуация «настоящие друзья»: однажды поползла гусеница в лес за хворостом. А навстречу ей муравей. Поздоровался муравей и предложил помочь. Гусеница сказала, что ей не тяжело, и она сможет справиться сама. Муравей пригласил гусеницу в гости. Гусеница согласилась и пошла прямо по дорожке. А муравей наискосок пошёл - так быстрее. Он уже пришел домой, чай поставил, пирогов испёк, а гусеницы все нет. Вышел он из дома и стал поджидать свою подругу. А вот и она. - Где ты так долго ползала? Наверно по пути кого-то встретила?

- Нет, муравей нигде я не была.

- Надо ходить короткой дорогой, как я.

- Не учи, я не могу ходить наискосок, а только прямо!

Муравей не обиделся, а пригласил гусеницу пить чай. Друзьями они стали с тех пор, хоть и ходят разными путями.

Выполнение практического задания.

2. Найти одиночные ходы гусеницы и муравья: «Куда может пойти...?» или 2-й вариант - «Откуда может прийти»...?

3. Используем 6-клеточное поле: задания те же, а также дополнительно: «Найти правильный ход», «Проверить: может ли так ходить...?»; - правильный ход обозначается.

4. Берем 8-клеточное поле. Задания: найти неверный ход. Ввести понятие «Начальная и конечная клетка» - одиночного хода.

5. Используем 9-клеточное поле. Задания с двумя ходами (т.е. делаем два шага). Ввести понятие «промежуточная клетка». На этом этапе используются такие типы заданий как:

 • дети решают загадки,

• проверяют верность ходов,

• ребенок самостоятельно сочиняет загадки.

6. В игру вводится 12-клеточное поле. Идет отработка различных типов заданий.

7. Используем 16-клеточное поле. Знакомство с новыми персонажами: курица, гусь, утка.

8. Авторский этап. Дети самостоятельно придумывают поле. Составляют путешествие либо для одного героя, либо для нескольких. Сочиняют рассказы или истории.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

1. Групповая Форма. (по таблицам, у доски, совместное решение проблем)

2. Индивидуальная (каждый работает на листе).

3. Парами (работают парами, обмениваются работами с заданиями и проверкой). Дидактические сказки. Путешествия. Время исправления ошибок. Время обмена

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 1. А.З. Зак. «Как муравей и гусеница в гости ходили» 2. Комплект таблицы с заданиями к каждому занятию, изображения персонажей, листы для индивидуальной работы.

Список используемой литературы:

Методическое пособие для воспитателей детских садов А.З.Зак . «Как муравей и гусеница в гости ходили»

Зак А. З. Как развивать мышление у детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Цель конспекта: формирование у детей интереса к образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений.В конспекте решаются образовательные, развивающие, воспитате...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...