Статья "Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста"
статья

Дьякова Елена Николаевна

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Музыка - целитель здоровья.
Владимир Михайлович Бехтерев

Формирование личности будущего члена общества начинается в дошкольном детстве. Именно здесь закладываются нравственные и эстетические основы, на которых дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создаёт жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка, полётным становится его бег, в процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки. Всё это происходит на фоне эмоциональных переживаний, когда ребёнка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляются стремления к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того что он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по особенному выразить свои чувства. В педагогике принята определённая классификация возрастов: раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст и т.д. Каждый возраст отличается своими особенностями, и это учитывается при определении объёма содержания программы. Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно трудно и в то же время интересно выполнять то или иное задание. Преемственность в воспитание и обучении даёт возможность обеспечить последовательное музыкальное развитие ребёнка.

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идёт по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики музыкального развития. Очень важно обратить внимание на то, что определённые способности развиваются в процессе различных видов художественной деятельности. Например развивая чувство ритма , детей учат воспринимать и отмечать ритмичность в стихах, песнях, танцах. То же происходит и при восприятии формы различных произведений. Следует учитывать что взаимосвязь всех видов искусств в методике работы, построении занятий, руководстве самостоятельной деятельностью и на праздниках. Тогда и музыкальное воспитание станет более действенным в общем развитие ребёнка. Общим требованием по всем возрастным ступеням является воспитание любви, интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, а также развитие музыкальных и творческих способностей. Воспитание интереса и любви к музыки происходит в процессе слушание музыки, когда дети приобщаются к выразительному исполнению, образному слову, поясняющие особенности музыкальных средств, отражающих содержание, характер произведения. При разучивание песни одновременно формируются звукообразование, чистота интонаций, дикция. В разделе «Пение» выделяются те особенности, которые ребёнок должен выразить в своём исполнение и суметь сделать это точно т правильно. В разделе «Музыкально-ритмические движения» отмечается тесная взаимосвязь настроений, которые вызывает та или иная игра или пляска, и навыков, необходимых для выразительного исполнения.

Игра- один из самых любимых детьми видов деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети отражают свои жизненные впечатления, переживания, в том числе связанные и с музыкой. В программе выделены музыкально-дидактические игры и художественная самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной музыкальной деятельности  дети поют, танцуют, играют на различных инструментах или участвуют в театрализованных, сюжетно-ролевых играх, сопровождающихся песней, танцем, игрой на инструментах. Итак, музыкальное воспитание  осуществляется главным образом на занятиях, но этим его роль не ограничивается. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада.

В процессе музыкальной деятельности происходит постепенное

нравственное, эстетическое совершенствование детей, развитие музыкальности, начиная слуховых навыков до самостоятельных творческих проявлений.

Музыкальность-это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкали различать в звуках своей речи, природы различные свойства-интонацию, высоту, длительность. Со временем способности человека к восприятию музыки, сочинению, исполнению совершенствовались. При развитии музыкальности ребёнка педагог отбирает именно тот материал и в таком объёме. Усваивается ребёнком каждого конкретного возраста наиболее успешно, знакомит его с уже выработанными приёмами исполнительства.

Вопросы воспитания музыкального слуха не могут не волновать, тек как от степени их развития во многом зависит успех вокально-хоровой работы в целом. В широком смысле под музыкальным слухом следует понимать способность воспринимать, представлять и эмоционально переживать содержание музыкального произведения.

Основополагающий вывод заключается в том. Что ощущение музыкальной высоты возникает лишь в результате ладового чувства. Оно распространяется на большинство детей, обладающих так называемым относительным слухам. Что же касается абсолютного слуха, то он встречается редко.

Теперь остановимся на развитие чувства ритма. Существует мнение, что оно не требует специальной тренировки, так как от природы развито у детей лучше, чем музыкальный слух. Такое понимание вопроса наносит огромный вред широкому гармоническому развитию слуха. Только постоянное внимание к воспитанию звуковысотного и ритмического чувства в их взаимосвязи обеспечит всестороннюю музыкальность. Воспитание и развитие чувства ритма-серьёзная и ответственная задача в работе с детьми. Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. Вот почему главная задача педагога-постепенно вовлечь ребёнка в активную моторную детальность. Дети должны научится двигаться в такт, передавать ритмический рисунок хлопками, шагами и т.д. Для развития некоторых навыков или теоретических понятий хорошо в качестве упражнений использовать целые произведения и специальные сочинения.

Вопрос о музыкальности очень важен. Широко распространено неправильное стремление сразу делать выводы о музыкальности детей, в результате чего многие из них слабо приобщаются к искусству. При этом упускается возможность активного формирования нравственного облика ребёнка, что недопустимо и в семье, и особенно в детском саду.

Понятие музыкальности у детей в связи с их деятельностью подразумевает: способность целостного восприятия музыки и дифференцированного, исполнительские способности, способности проявляющиеся в творческом воображение при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Музыкальность особенно хорошо ощущается в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, если оно побуждает к мыслям, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом его характере.

Исполнительское мастерство присуще взрослому человеку. Но и детское исполнительство песен, танцев даже на самых первых ступеньках также может отличаться индивидуальным почерком, так как ребёнок стремится выразить своё отношение, свои чувства, т.е. пробует преобразить известное ему по-своему.

Таким образом, музыкальность рассматривается не только в плане её ведущих компонентов (эмоции и слух), сенсорных способностей, основных способностей.

Музыкальность детей хотя и весьма специфическое явление, но складывается и развивается лишь в связи со многими другими качествами их личности.

Целенаправленное планирование музыкального воспитания детей с учётом их возраста и достигнутых успехов-действенный метод совершенствования развития детей средствами музыки.

 «Музыка, подобно дождю, капля за каплей,

просачивается в сердце и оживляет его». Р.Роллан

Консультация для родителей музыкального руководителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс «Бабушки «Мичээр» («Мичээр» эбээлэрэ») – как средство повышения роли старшего поколения в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Опыт работы по организации конкурса для бабушек в МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутска Республики Саха (Якутия)...

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»

Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...