Главные вкладки
Кружковая работа.
материал (подготовительная группа)
Вокальный кружок "Звездочки"
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
«Путешествие язычка»
Конспект занятия
вокального кружка «Звездочки»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»»
Музыкальный руководитель
Гаврикова Л.П. п. Игрим
Программные задачи:
- Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
- Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
- Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук, как ниточку.
- Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Выразительно читать стихи; петь каноном.
- Способствовать развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Оборудование:
Фланелеграф, иллюстрации, мыльные пузыри.
Ход занятия:
(Дети заходят в зал)
Муз.рук.: ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.
/дети пропевают: ''Здрав-ствуй-те''/
Муз.рук.: а сейчас я вас попрошу сесть на стульчики, закрыть глаза.
/дети закрывают глаза, 1-2 мин. отдыхают /
Муз.рук.: откройте глазки, откройте ушки. Молодцы.
Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной. Скажите, а что вам помогало поздороваться?
Дети: Язычок!
Муз.рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?
Жил на свете язычок. Был у него свой домик.
В домике этом красные двери,
А у дверей сидят белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались, что это за домик? Правильно: это домик – рот. Двери в домике то открываются,
то закрываются - вот так.
/ открываем, то закрываем рот /
Муз.рук.: непоседа - язычок не сидит на месте. Он очень любопытный, ему все хочется знать. Однажды проснулся язычок, поиграл со своими зверюшками.
/ выполняем разные движения языком и губами/
и решил выглянуть из домика своего, посмотреть, что же творится на белом свете. Язычок широко открыл дверь, выглянул на улицу, посмотрел вниз – нет ли луж на земле;
посмотрел вверх – светит ли солнышко - и вдруг увидел тучку.
/ провожу пальчиковую игру/
Тучка по небу плыла,
Дождик за собой вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких галошках.
Дождик по крыше похлопал,
По дорожке походил,
На крылечке наследил,
В темной луже потоптался
И умчался.
Муз.рук.: закончился дождик, появились облака.
/пальчиковая игра/
Облака, облака,
Кучерявые бока,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные,
Ветерку послушные.
А одно облачко было похоже на лошадку.
Сел язычок на лошадку из облачка и поскакал.
/дети цокают язычком/
Лошадка привезла язычок на поляну.
А там прыгает тютюшечка – не зверек, не птушечка. Кто же это?
Дети: лягушка.
Муз.рук.: Правильно!
/читаю стихотворение вместе с детьми/
- Вот лягушка по дорожке /дети говорят средним
Скачет, вытянувши ножки голосом/
Ква, ква, ква
Ква, ква, ква
- Вот из лужицы на кочку / пищат /
Да за мошкою вприскочку,
Ква, ква, ква
Ква, ква, ква
- Больше есть ей неохота, /низким голосом/
Прыг, опять в свое болото.
Ква, ква, ква
Ква, ква, ква
Муз.рук.: только ускакала лягушка в болото, как на полянке, на лугу, язычок услышал
''Му – у – у''. Кто же это мычал? Правильно, коровы. Каждая корова мычит по-своему, у каждой коровы своя окраска голоса.
Послушайте, я вам спою песенку – дразнилку про корову.
/ пою песенку - дразнилку/
Муз.рук.: давайте споем ее вместе.
А теперь обыграем песенку. Сейчас мы будем двигаться по залу, исполнять песенку. Как только она закончится, показываем друг другу рожки, бодаемся, и каждая ''коровка'' мычит по-своему. /хвалю детей, затем предлагаю ''помычать'', как ''мычит коровка'' у Кати, у Олега./
Муз.рук.: молодцы, хорошо поиграли!
Ой, ребята, смотрите, стоит теремок, а у ворот важно ходит кот.
(попевка ''Ходит кот у ворот''
дети поют попевку с показом движения мелодии руками)
Муз.рук.: Интересно, кто же в теремке живет? Кого сторожит кот?
звучит музыкальный фрагмент ''Баба Яга''
Дети: Баба Яга!
/ предлагаю спеть песню, выполнить соответствующие движения руками, мимикой, ногами.
Игра ''Бабка Ежка''
Муз.рук.: Не догнала Баба Яга Язычок и ребят. Побежал Язычок дальше и увидел много мыльных пузырей, и ему так захотелось с ними поиграть.
А вам, ребята, хочется поиграть? Подуть на мыльные пузыри так, чтобы они полетели высоко-высоко!
Игра с мыльными пузырями
Муз.рук.: наигрался Язычок с мыльными пузырями, отдохнул и решил спеть песенку. Давайте, ребята, и мы вместе с ним споем. Какую песню вы хотели бы спеть?
Дети поют песню по желанию.
Муз.рук.:
Язычок наш устал. Захотелось ему спать.
Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк.
Вот и закончилась сказка про Язычок. И наше занятие подошло к концу.
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи.
дети поют: ''До-сви–да-ни–я''
Предварительный просмотр:
«Звездочки» вокальный кружок МБДОУ «Звездочка»
Наш кружок родился в 2000 году. Сколько «звездочек» за это время выросло в детском саду!
Уже много лет подряд мы принимаем участие в поселковом фестивале патриотической песни «Красные маки».
Большой честью для нас стало выступление в заключительном концерте.
1 июня в День защиты детей мы обязательно принимаем участие в фестивале «Разноцветные капельки».
Для нас стали доброй традицией встречи с людьми старшего поколения: ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Мы видим улыбки на лицах бабушек и дедушек и радуемся, что своим выступлением смогли согреть сердца таких замечательных людей!
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская СОШ № 1
Программа развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
на занятиях вокального кружка «Звездочки».
2019-2020 г.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие детей в условиях ФГОС ДО».
музыкальный руководитель
Гаврикова Л.П.
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря тексту, песня доступнее детям, чем любой другой музыкальный жанр. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, я выстроила программу развития певческих навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка. В кружке занимаются музыкально одарённые дети 5-7-летнего возраста.
Цель – формирование эстетической культуры, развитие певческих навыков дошкольников;
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству.
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
- Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Планируемый результат:
- Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
- Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно.
- Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
- Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.
Основопологающие принципы программы:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип последовательности;
Принцип системности;
Принцип интеграции;
Принцип развивающего обучения;
Принцип гуманизации;
Принцип сотрудничества;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
* песни хором в унисон;
*хоровыми группами (дуэт, трио и т.);
*при включении в хор солистов;
*пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
*игровой характер занятий и упражнений,
*активная концертная деятельность детей,
*доступный и интересный песенный репертуар,
*атрибуты для занятий;
*звуковоспроизводящая аппаратура,
*сценические костюмы.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Организация и проведение занятий
Программа вокального кружка «Звездочки» предназначена для детей 5 – 7 лет
Условно занятия можно разделить на 4 раздела, которые взаимосвязаны и взаимодействуют между собой:
- Артикуляционная гимнастика.
Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. В артикуляционную гимнастику входит: работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки). Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.
После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. При пении упражнений из ряда гласных с целью их выравнивания один гласный звук следует, как бы вливать в другой плавно, без толчка (уууаааооо). Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. Для формирования звучания детского голоса ближе к фальцетному звучанию следует использовать гласные звуки [у], [о], [а] (среди которых гласный [у] наиболее предпочтителен). В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование.
2. Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога. Часто провожу игру ''Волшебная коробочка'' Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д. 3. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.
На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное чтение стихотворения. Работу над стихами провожу таким образом: группа читает стихотворение под мое дирижирование (как будто музыкальное произведение). Каждый ребенок повторяет эти движения, которые предлагают несколько вариантов контрастных образов (добрый, злой, плаксивый, радостный и т.д.). Для занятий подбираю стихи, содержащие яркий игровой образ или диалог.
Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях вокального кружка. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.
4. Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная и кружковая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Артикуляционная гимнастика.
- Покусать кончик языка.
- Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
- Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
- Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
- Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
- Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
- Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
- Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
- Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
- Провести надавливающий и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи пальцами.
- Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
- Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели.
Игры-упражнения на артикуляцию.
«Обезьянки»
Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг.
«Град» (массаж лица).
Град, а, град,
Ты чему так рад?
Прыгаешь, смеешься,
Да еще дерешься.
«Вовсе я не рад»,
Отвечает град.
«Просто солнца луч
Проколол бока у туч,
И я вывалился, лечу,
С досады всех колочу.
«Ночной лес».
Лес ночной был полон звуков (а-аа-а шепотом):
Кто-то выл (в-в-в),
А кто мяукал (мя-у, мяу, мяу-мяу),
Кто-то хрюкал (хрю-хрю-хрю-хрю),
Кто то топал (топ-топ-топ-топ),
Кто жужжал (ж-ж-ж-ж),
Кто-то укал (у-у-у-у)
И кричал (Ау-ау-ау-ау),
(«тонким» голосом): Ну а кто-то тихо-тихо, тонким голосом сказал:
Список литературы
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников/Дошкольное воспитание.,1940,
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.. 2019
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб: Лань, 1999.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. №5 М., 2016
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
10. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
11.»Музыкальный руководитель» журнал М. 2000-2020
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы вокального кружка «Звездочки»
на 2023-2024 учебный год
список детей | репертуар | результат | дата выступления |
Старшая группа Подготовительная группа старшая гр. | «Ходит осень-несмеяна» | выступление на родительском собрании | сентябрь |
«Осенние встречи» | выступление в «Доме ветеранов» | октябрь | |
«Мамина сказка» | «День матери» выступление перед детьми детского сада | ноябрь | |
«Новогодний калейдоскоп» | сольное участие в утренниках | декабрь | |
«Детский сад – волшебная страна» | встреча с детьми стационарного отделения «Росток» | январь | |
«Папа – самый лучший друг» | выступление перед детьми детского сада | февраль | |
«Мама – солнышко» | выступление перед детьми детского сада | март | |
«Физкульт- ура!» | выступление на губернаторских состязаниях | апрель | |
«День Победы» | участие в поселковом фестивале «Красные маки» | май | |
«Международный день защиты детей» | участие в фестивале «Разноцветные капельки» | июнь | |
График работы кружка: четверг 2пол.дня 1-3 неделя месяца | |||
Примерный репертуар вокальной группы «Звездочки»
на 2023-2024 учебный год
сентябрь | «Ходит осень-несмеяна» М. Еремеева |
октябрь | «До свидания, журавли!» З. Роот |
ноябрь | «Осень холодная» Я.Жабко |
декабрь | «Раз – снежинка!» Л.Олиферова |
январь | «Пороша» Ю.Горячева. С. Есенин |
февраль | «Песенка про папу» В.Шаинский |
март | «Мы обо всем с мамой поем» М. Еремеева |
апрель | «Праздник - безобразник» Л.Гомонова |
май | «Прадедушка» Е.Зарицкая |
июнь | «Детский сад» И.Пономаревой |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гавриковой Ларисы Павловны
музыкального руководителя высшей квалификационной категории
«Одаренный ребенок»
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»»
2023 - 2024 учебный год
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
- Пояснительная записка
Педагогическая проблема
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Современное общество остро нуждается в неординарной творческой личности, способной проявлять не только высокую активность, но и способности нестандартного поведения. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете. Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. Однако, современные образовательные программы, в большинстве своем, рассчитаны на детей – середнячков, без выдающихся способностей. В результате, одаренный ребенок быстро теряет интерес к обучению, и постепенно опускается до среднего уровня развития. Т.е. природная одаренность ребенка не развивается, а иногда и угасает.
Актуальность
Для нашей возрождающейся страны необходимо здоровое и одаренное поколение. Поколение умеющее восстановить утраченное богатство, возродить лучшее. Развитие одаренных детей необходимо начинать с дошкольного возраста. Но часто дошкольные учреждения работают на ослабленных детей. Это коррекционные группы детей с ЗПР и ОНР, логопедические группы и т. д. К группе одаренных детей, как губка впитывающих все новое, требуется один подход, а к группе детей с замедленным развитием – совершенно другой. Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных педагогах, специальных детских садах. Но существует возможность и другого решения - не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. И неоценимую помощь здесь может оказать музыкальное воспитание. Ведь музыка способна тонко воздействовать на внутренний мир человека. Музыкальная деятельность сочетает в себе восприятие, движение, пение, театрализацию, импровизацию, исполнительство. Данная взаимосвязь всех видов деятельности является мощным средством, как для коррекции ослабленных детей, так и для проявления неординарности и таланта одаренных детей.
Цель программы –
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей средствами музыкального искусства.
Задачи программы:
- Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
- Создать условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
- Разработать систему ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
- Создать образовательную среду, способствующую развитию творческого потенциала одаренных детей.
Этапы и сроки реализации программы исследования
Программа реализуется тремя этапами: подготовительно - организационный, внедренческий, итоговый (результативный).
- Первый этап - подготовительно – организационный. Срок реализации - 2023 - 2024 учебный год.
Цель: проектирование условий для успешного развития творческого потенциала одаренных детей.
В основе этого этапа лежит проведение констатирующего эксперимента, направленного на решение следующих задач:
- Изучение уровня развития музыкально-творческих способностей у детей;
- Обоснование критериально - диагностического определения уровней творческого потенциала детей;
- Составление перспективно-тематического планирования интегрированных занятий.
- Второй этап – внедренческий. Срок реализации - 2023 – 2024 учебный год.
Цель: развитие одаренности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс разработанной системы интегрированных творческих занятий.
На этом этапе будет проверяться и уточняться гипотеза исследования, будут апробированы концептуальные положения программы и внедрены в практику занятия по развитию одаренных детей средствами интеграции всех видов музыкальной деятельности, будут разработаны методические рекомендации и система взаимодействия в деятельности всех педагогов ДОУ
- Третий этап – итоговый (результативный) Срок реализации – 2023 - 2024 учебный год.
Цель: подведение и обобщение итогов опытно-экспериментальной работы, обработка диагностического контрольного уровня, осуществление обработки полученных результатов для выявления динамики роста творческого потенциала у одаренных детей.
Объект исследования – развитие одаренных детей.
Предмет исследования – интеграция всех видов музыкального искусства, направленная на развитие одаренных детей.
Гипотеза исследования – творческий потенциал одаренных детей будет развиваться успешно, если:
- интеграция всех видов музыкальной деятельности будет осуществляться планомерно в процессе взаимодействия всех субъектов дошкольного учреждения;
- в процессе музыкальной деятельности будут использоваться разнообразные методы, стимулирующие мотивацию детей на музыкально-художественное творчество;
- активация творческого процесса развития осуществляется за счет включения в работу творческих заданий и упражнений, требующих реализации имеющихся у детей музыкально-творческих способностей и опыта.
Практическая значимость исследования
Реализация данной программы способствует:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания дошкольников в целом;
- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Ожидаемый результат
В соответствии с заявленной целью будут получены следующие результаты по итогам реализации программы:
- Разработана система работы с одаренными детьми на основе интеграции всех видов музыкальной деятельности.
- Созданы условия, способствующие организации работы с одаренными детьми с целями опережающего развития и реализации их творческого потенциала.
- Разработана система ранней диагностики предпосылок одаренности у детей.
- Создана образовательная среда, способствующая развитию творческого потенциала одаренных детей.
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Задачи | Кол-во занятий |
Сентябрь | Диагностика «Осенние мотивы» | Выявить уровень творческого потенциала (одаренности) детей. Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями об осени развивать музыкальные, художественные, танцевальные способности детей. | 4 4 |
Октябрь | «Значение музыки в жизни человека» «Три кита» | Формирование отношения к музыке и к искусству в целом. Знакомить детей с различными жанрами в музыке. | 4 4 |
Ноябрь | «Музыкальные ступеньки» | Знакомство детей с основами музыкальной грамоты | 8 |
Декабрь | «Сказка в музыке» По балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» | Знакомство детей с творчеством П.И.Чайковского, с искусством балета, с выразительной силой музыки и танца; Развивать у детей способность выражать свои впечатления от музыкального произведения в рисунках, пластических этюдах, театрализации. | 8 |
Январь | «Волшебство театра» | Подготовка и показ театрализованного представления на основе музыки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» | 8 |
Февраль | «Танцы кукол» | Расширение представлений детей об изобразительном характере музыки. Знакомство с творчеством Д.Д.Шостаковича. Развивать способности детей выражать свое отношение к музыкальному произведению через изобразительное, танцевальное, исполнительское искусство. | 8 |
Март | «Матушкина песня» | Знакомство детей с народными колыбельными песнями. Знакомить с колыбельными песнями русских композиторов. Развивать у детей умение интонационно – выразительно исполнять колыбельные песни. Поощрять детей к созданию и исполнению колыбельных песен собственного сочинения. | 8 |
Апрель | «Весенняя палитра» | Через знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями о весне развивать музыкально – творческие способности детей. | 8 |
Май | «Вспомним те дни» «Прощай, дошкольное детство» | В рамках фестиваля песен военных лет развивать исполнительское творчество детей. Демонстрация творческого таланта детей на выпускном балу. | 2 6 |
Итого | 72 | ||
III. Организация деятельности взрослых и детей по реализации программы
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в день или неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Восприятие Обогащение, освоение, развитие: - представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке; - опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений; - слушательской культуры; - умений элементарного музыкального анализа. | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально-дидактическая игра Беседы интегративного характера Беседы элементарного музыковедческого содержания Интегративная детская деятельность | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 25 мин. |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: - певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); - игры на детских музыкальных инструментах; - танцевальных умений; - выразительности исполнения. | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальные упражнения Попевки Распевки Двигательные, пластические, танцевальные этюды Танцы | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 25 мин. |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: - самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа; - умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев. | задания Концерты-импровизации Музыкальные сюжетные игры | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | 15 мин. |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Восприятие | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповые | 15 мин. |
Исполнение | Музыкальные подвижные игры Интегративная детская деятельность Концерты-импровизации (на прогулке) | Подгрупповые | 30 мин. |
Самостоятельная деятельность детей | |||
Музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной детской деятельности) | Создание соответствующей предметно-развивающей среды | Подгрупповые Индивидуальные. | |
- Диагностическое обеспечение программы
Для диагностических исследований в области выявления одаренности у детей рекомендовано воспользоваться следующими методиками.
- Анкетирование «Как распознать одаренность», авторы Л.Г.Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно педагогами, работающим с ребенком, родителями ребенка и самим ребенком (с помощью взрослого). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант.
Если…
- он энергичен и все время хочет двигаться
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
- кажется, что он всерьез никогда не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности.
Если…
- ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
- может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование.
Если…
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант.
Если…
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности.
Если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
- не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе.
Если ребенок…
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант.
Если ребенок…
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает пере аудиторией;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект.
Если ребенок…
- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе;
- обгоняет сверстников по учебе,
- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б :У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
- Методика оценки общей одаренности, автор А.И. Савенков.
Общая характеристика. Методика разработана российским психологом А.И.Савенковым, занимающимся проблемой детской одаренности. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка.
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ | Качество | Отметка |
1 | Любознательность | |
2 | Сверхчувствительность | |
3 | Способность к прогнозированию | |
4 | Словарный запас | |
5 | Способность к оценке | |
6 | Изобретательность | |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | |
8 | Настойчивость | |
9 | Перфекционизм |
- Список источников и литературы
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М., 1992 .
5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст] Н.С.Лейтес-М.:Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.
6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одаренных детей» [текст] Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,- 115с.
7. Ковалькова О.Н. «Одаренность»: проблемы, испытания [текст] М. академия,2010.
8. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитие одарённых детей» [текст]. М:Педагогика 2003, 115 с.
9. АвдееваН.И. «Одарённые дети» [Текст] Н.И. Авдеева - М.издательский центр «Академия»2008.-176с.
10. В.В.Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» [текст] В.В.Чурсина. - М.Издательство «Презент», 2006.-176с
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: | УТВЕРЖДЕНО: |
Педагогическим советом | Приказом заведующего |
МБДОУ детский сад «Звёздочка» Протокол от «31» августа 2018г. № 5 | МБДОУ детский сад «Звёздочка» от «24» сентября 2018 г. № 130 ______________ В.В. Медведева |
ПОЛОЖЕНИЕ
о кружковой работе
в МБДОУ детский сад «Звездочка»
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность педагогов МБДОУ детский сад «Звездочка» (далее ДОУ) при организации дополнительных занятий с детьми.
1.2. Деятельность педагогов ДОУ осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, Уставом ДОУ и настоящим Положением.
1.3. Основными принципами организации кружковой работы ДОУ являются: постепенность, последовательность и вариативность.
1.4. Целью кружковой работы ДОУ является:
- всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и их родителей;
- создание условий для гармоничного развития личности дошкольников в различных видах деятельности.
1.5. Задачи кружковой работы ДОУ:
- Создать условия для развития личности.
- Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
- Способствовать созданию эмоционального благополучия.
- Приобщать к общечеловеческим ценностям.
- Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка.
- Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей.
- Готовить ребенка к обучению в школе и жизни в современном обществе.
1.6. Срок действия данного положения не ограничен и действует до принятия нового.
2.Организация кружковой работы ДОУ.
2.1. Потребность в создании кружка определяется:
- запросом родителей на образовательную услугу по определённому направлению;
- проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы педагогами ДОУ;
- наличием специалистов, педагогов ДОУ творчески и углублённо работающих по направлению кружка.
2.2 Основанием для зачисления воспитанников в кружок является:
- согласие родителей;
- желание ребёнка.
2.3 Кружковая работа организуется педагогом на базе ДОУ, в соответствии с утвержденным планом работы на текущий учебный год.
2.4. Кружковая работа проводится 1-2 раза в неделю, в свободное от основной работы время (с воспитанниками своей или другой возрастной группы).
2.5. Продолжительность кружковой работы составляет (на основании п.2.12.7 СанПиН 2.4.1.1249-03):
- с детьми 4-го года жизни – не более 15 минут,1 раз в неделю;
- с детьми 5-го года жизни – не более 20 минут, 2 раза в неделю;
- с детьми 6-го года жизни – не более 25 минут, 2 раза в неделю;
- с детьми 7-го года жизни – не более 30 минут, 2-3 раза в неделю.
2.6. Занятия недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
2.7. В середине занятий обязательно проводятся физкультминутки.
2.8. Занятия с детьми проводятся по подгруппам (количество детей не должно превышать 15 человек).
3. Функции руководителя кружковой работы ДОУ.
3.1 Руководитель кружка разрабатывает Программу работу кружка на полугодие или год и предоставляет его на согласование Заведующему ДОУ до 10 сентября текущего года. В Программе кружковой работы указывается:
- пояснительная записка, которая отражает актуальность тематики кружка;
- цель;
- задачи;
- формы организации занятий;
- календарно-тематическое планирование занятий;
- список используемой литературы.
3.2. В конце учебного года руководитель кружка проводит диагностику показателей уровня знаний детей, составляет отчет о своей деятельности и предоставляет заведующему ДОУ.
3.3. Руководитель кружка должен:
обладать творческими способностями, увлечениями в данной области;
вариативно использовать образовательный материал, позволяющий развивать творческий потенциал дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
сотрудничать с семьей воспитанников в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
3.4. Руководитель кружка имеет право:
- осуществлять отбор детей;
- вносить коррективы в план работы кружка.
- распространять опыт работы в СМИ.
4. Документация
4.1. Положение о кружковой работе.
4.2. Приказ об организации работы кружка.
4.4. Программа.
4.5. Методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, диагностика, конспекты НОД, досугов, презентации, фотосессии выставок детского творчества и т.п.).
4.6. Табель посещаемости.
5. Контроль.
5.1. Контроль осуществляется администрацией ДОУ.
5.2. Анализ кружкой работы осуществляется на педсоветах.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....

Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...























