Проект
методическая разработка

Иванова Елена Анатольевна

Проект на тему " В семье особый ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_spetsialistov.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад

комбинированного вида №6 «Сказка»

Барабинского района Новосибирской области

Проект « В семье особый ребенок».

Подготовили:

Шваб Я.В.

Хухуа Л.К.

Иванова Е.А.

2018 г.

Содержание

Паспорт проекта

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп детского сада.

Время реализации проекта: 2018 – 2019 уч. год

Пояснительная записка

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость, и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Поэтому основным специалистом, который осуществляет коррекцию речевых нарушений, является логопед, именно он намечает план коррекции речи, дает необходимые рекомендации специалистам, работающим в ДОУ и родителям. Но для большей эффективности коррекционной работы, к процессу подключается педагог – психолог, т.к. при задержке и недоразвитие речи, наблюдается значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. Наблюдается ряд особых эмоциональных особенностей: плаксивость, раздражительность, быстрая утомляемость и отвлекаемость и т.д., что ведет к снижению эффективности коррекционных мероприятий. Следует так же отметить, что вместе с детьми с ТНР, в стенах ДОУ находятся дети, у которых наряду с речевыми нарушениями, имеются сопутствующие нарушения, осложняющие коррекционно-развивающий процесс, например расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта легкой и средней степени тяжести, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.

Поэтому необходимым условием реализации ФГОС [4] в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями.

В связи с этим, а нашем дошкольном учреждении активно совершенствуется система комплексного сопровождения ребенка, которая позволяет осуществлять обмен опытом среди специалистов ДОУ (воспитателей, логопедов, психологов), а также вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс. Таким опытом стала организация комплексных занятий нескольких специалистов.

В процессе разработки данных занятий, мы пришли к выводу, что основным критерием для организации коррекционно-развивающего занятия будет являться речевой дефект и дефект звукопроизношения.

В ходе занятия, на материале лексической темы, предусмотренной программой ДОУ, логопед отрабатывает речевой материал и контролирует звукопроизношение детей, а психолог работает в это время над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми, плавно сменяя друг друга. В некоторых занятиях, воспитателю или другим педагогам отводится место для проработки своего блока заданий, что позволяет расширить границы взаимодействия, решить воспитательные задачи или задачи поставленные дефектологом, работником по физической подготовке и т.д.

Цель проекта – создать  условия   для эффективного сопровождения детей с ОВЗ.

Задачи: 

-разработка комплексных занятий специалистами ДОУ

-анализ психолого-педагогическо учитель-логопед,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.й литературы по проблеме;

- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ;

- разработка комплексных совместных занятий.

Ожидаемые результаты:

  • интеграция в образовательный процесс детей, которым не доступна групповая и подгрупповая форма работы
  • осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
  • вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Основной этап.

  • Реализация занятий с детьми. (Приложение 1).

3. Заключительный этап.

  • Анализ  результатов деятельности по проекту.
  • Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
  • Планирование работы на следующий год.

План реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1. Подготовительный этап.

1.

Сбор информации

Учёт рекомендаций  ОЦДК, опрос родителей

Сентябрь

2.

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Диагностика состояния речи ребёнка

Сентябрь

3.

Разработка индивидуальных  образовательных маршрутов для детей ОВЗ

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка

Сентябрь

2. Основной этап.

4.

Организация адаптационного периода

Сбор информации

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ОЦДК, опрос родителей

Диагностика состояния речи детей

Сентябрь

 5.

Развитие коммуникативных навыков

Организация ежедневного «Утра радостных  встреч».
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение  общения детей с Максимом.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение  вежливого обращения ребёнка к детям  и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям.

В течение года

6.

Формирование игровой деятельности

Обучить   обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Фольклорные  игры «Месим тесто», «Шел козел дорогою», «Маша и Яша», «Растяпа», «Дударь».
Дидактические игры «Кто в домике живет», «Угадай на чем играю», «Бубенчики», «Музыкальный домик».
Обучение  детей ОВЗ   согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

В рамках сотрудничества БФНОККИИ и МКДОУ №6 была проведена Вечерка с родителями.

Бумажное Дефеле.

Мероприятия: «День знаний»

«День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта»

Конкурсы,  фестивали: Фестиваль «Поверь в мечту»,Фестиваль «Театральная весна Барабы», Районный конкурс чтецов посвященный  «Деню матери».Районный конкур «Безопасность Дорожного Движения».

 В течение года

«Уроки по безопасности жизнедеятельности»

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей)

ежемесячно

7.

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь - экскурсия в пожарную часть

Ноябрь - гостиная «День матери»

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

8.

Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение  взаимодействию со сверстниками и   взрослыми; 
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе.  Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

В течение года

 

Январь.

 

Февраль

9.

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия;  включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий;  подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.  

Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»

В течение года

свернуть таблицу

Литература

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...