ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА
методическая разработка

Обухович Анастасия Сергеевна

Одаренные дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx75.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

ФИ, возраст ребенка, предполагаемый вид одаренности

Иванова Маша, 6 лет, художественно – эстетический (рисование)

Состав педагогов, которых необходимо включить в состав реализации ИОМ

-Воспитатель, Психолог, Педагог доп.образования

Планируемые сроки прохождения ИОМ   - с 23.03 – 27.03

Цель: Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Разработать план педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей ребенка и поддержки его сильных сторон личности.
  • Развивать сенсорные, интеллектуально-познавательные способности ребенка;
  • Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.
  • Повысить самооценку, уверенность в себе
  • Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования, кисточками разной толщины, акварелью, гуашью.
  • Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».

Варианты диагностических методов и приемов

Специалист

Диагностика

Задачи

Методики

Воспитатель

Определить сферу одаренности

Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой.

Психолог

Определить уровень развития воображения, способности создать оригинальные образы.

Методика дорисовывание фигур О.М. Дьяченко

Характеристика проявляемых признаков одаренности по критериям:

- «вид деятельности» - художественно – эстетическая (ИЗО деятельность

- «широта проявлений» - специальная.

- «степень сформированности одаренности» - актуальная.

- «форма проявления» - явная.

- «особенности возрастного развития: одаренность в пределах возраста.

Достижения ребенка в освоении образовательной программы: Персональная выставка в ДОУ «Разноцветные бабочки » Рисование техникой монотипия (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая)..

Интересы ребенка: Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.  Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

Ожидаемый результат: в результате планомерной и систематической работы с ребенком, способности в художественно-эстетической сфере, закрепились навыки держать кисть правильно; повысился познавательный интерес к рисованию; активизировалась мыслительная деятельность ребенка, желание к самостоятельной работе, использованию различных техник рисования. Эти достижения помогут в дальнейшем выполнять рисунки в различных техниках, вырисовывая детали объектов, развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.

Тема недели:   «Путешествие в город мастеров»

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

9.35 -10.00

Рисование «Гжельская роспись» основные элементы.

Нарисовать в технике «мазок с тенью» розу.

Познакомить детей с гжельской росписью

ИЗО уголок

Предложить родителям поучаствовать в выставке работ «Гжельская роспись»

Четверг

9.35 -10.00

Декоративное рисование

«Городецкая матрешка» (по шаблону)

Рисует без шаблона.

Воспитывать у детей творчество,  фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

ИЗО уголок

Оформление папки – передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».

Приложение 1

Диагностические методики для определения способностей ребенка

Название методики

Автор

Цель

Возраст детей

Кто проводит

Опросник креативности

Дж. Рензулли, в адаптации Е.Е. Туник

Разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению

Для детей от 5 лет

Педагог, родители, психолог

«Карта одаренности»

А.И. Савенков

Позволяет оценить степень развития у ребенка следующих видов одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

От 5 до 10 лет

Родители, педагог

Методика «Дерево желаний»

В.С. Юркевич

Изучение познавательной активности детей

6-7 лет

Педагог, родители, психолог

Методика дорисовывание фигур

О.М. Дъяченко

Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

От 5 лет

Педагог, родители, психолог

Шкала умственного развития 

А. Бине, Т. Симон

Тест интеллекта

Дети

Педагог, психолог

Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей.

А.А. Лосева

Методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Анализ поведения, умственного и физического развития

Дети

Педагог, психолог

«Несуществующее животное»

М.З. Дукаревич

Проективная методика исследования личности, выявляет личностные черты, бессознательные личностные конфликты, установки и потребности.

От 5 лет

Психолог

«Коробка форм»

С. Забрамная

Направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений.

От 4 лет

Педагог, родители, психолог

СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности)

В.С. Юркевич

Позволяетсудить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития.

От 5 лет

Психолог

Фигурный (изобразительный) тест

П. Торренс  в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой 

Диагностика невербальной креативности

От 5 лет

Психолог

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

image001.jpg

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

image002.jpg

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Приложение 2

Конспект НОД по декоративному рисованию «Сказочная Гжель» в подготовительной группе

Тема: Сказочная Гжель

Задачи:  Расширить знания детей о гжельской росписи. Учить рисовать узор на полоске по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, волнистых и ломаных линий. Закреплять навыки рисования гуашью в сине-белой гамме всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий: фон, колорит росписи, элементы узора, украшение полоски. Воспитывать художественный вкус, чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Предварительная работа:

1. Беседы о гжельской росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.

2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

3. Просмотр мультфильма о происхождении Гжельской посуды.

Материал: краски – гуашь синего цвета, кисточки, баночки для воды, салфетки, бумажные полоски, черновики, изображение гжельской посуды и игрушек, элементы гжельской росписи, частичный образец росписи полос.

Ход НОД

В: Ребята, нам снова прислал письмо художник Кисточка. Он видел как вы рисуете, думаю, он хочет вам дать какоё-то задание. Давайте почитаем

Д: Давайте

Письмо: Здравствуйте ребята! Мне очень понравилось ваши рисунки, я заметил, что вы любите рисовать и у вас это замечательно получается. Недавно я был в деревне Гжель, учился у мастеров знаменитой гжельской росписи, вот теперь предлагаю вам познакомиться с этой сказочной росписью. Удивительно, как с помощью двух цветов получаются такие прекрасные расписные изделия. Я прислал вам изображения Гжельской посуды. Надеюсь, вы справитесь с этим заданием. Удачи ребята!

В: очень интересное задание, правда ребята? Вы знаете что это за деревня Гжель, чем отличается Гжельская роспись от других народных росписей, почему Гжельская посуда известна на весь мир?

(ответы детей)

В: давайте подробно разберёмся в этом.

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра сильней,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель!

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой, даже в самом названии этой деревушки слышится слово «жечь».

В. вывешивает изображение гжельской посуды.

В: Гжельские мастера расписывали разнообразную посуду и игрушки. Давайте её рассмотрим. Какие цвета использовали для гжельской росписи?

Д: белый и синий

В: Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова

«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: посуду, сувениры, игрушки. Это уникальные и самобытные произведения искусства.

Но не всегда гжель имела такую гамму оттенков. Изначально Гжель была разноцветной. Посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а желтые, красные, зеленые. Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.

В: Какие элементы росписи используют гжельские мастера? (В. вывешивает изображение узоров гжельской росписи)

Д. : Капельки, сеточки, полоски, волнистые дуги, цветы.

В: Незатейливые узоры выполненные на белой глине синим цветом оживляют изделия, и неспроста, ведь мастера вкладывают душу в каждое изделие. Так под кистью мастера распускаются цветы, оживают люди и животные. Давайте мы сегодня тоже станем гжельскими мастерами и научимся этой интересной гжельской росписи.

Д: давайте

В: на этом занятии мы разучим основные элементы росписи, а на следующем распишем изделие. Сейчас я вам покажу последовательность выполнения узора на полосе бумаги. Беру среднюю кисть, набираю необходимое количество синей акварели, отступаю немножко сверху и провожу всей кистью горизонтальную линию, не отрывая кисточку от полоски. Затем провожу такую же линию внизу отступая немного от края полоски. Это бордюры.

В: как провожу кистью линию?

Д: слева - направо, всей ворсом кисти, не отрывая от полоски.

В: да, проведите такие же линии на своих полосах.

А теперь посмотрите, я провожу тонкой кистью сверху вниз наклонные голубые линии, в одну и другую сторону. Между полосками я буду оставлять расстояние в 1 палец. В местах пересечения линий ставлю небольшие точки. Вот мы расписали одну полосу.

Также подробно рассказывается и показывается как расписывать остальные четыре полосы. На полосах будут следующие узоры:

2) Толстые и тонкие горизонтальные линии по нижнему и верхнему краю полосы, на толстых линиях в центре расположены в шахматном порядке цветы, состоящие из двух примакиваний кисти и точки посередине.

3) Сверху тонкая волнистая линия с точками в углублениях, ниже цветы, лепестки которых сделанные с помощью примакивания.

4) Тонкие горизонтальные волнистые линии по верхнему и нижнему краю. По середине в ряд расположены большие круги, вокруг которых маленькие точки.

5) В центре большой цветок, лепестки которого сделаны с помощью примакивания. От цветка в левую и правую сторону отходят веточки с листочками, нарисованные примакиванием переходя от большого к маленькому.

В: для начало подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Наши синие цветы – ладони соединить лодочкой перед собой

Распускают лепестки – по очереди, начиная с большого пальца, развести пальцы в стороны.

Ветерок чуть дышит – подуть на руки: «цветки»

Лепестки колышет - руки колышутся над головой: вправо, влево и соединяются в ладони.

Наши синие цветки – по очереди сложить пальцы, соединить ладони лодочкой.

Закрывают лепестки – покачать ладонями

Головой качают – вправо, влево

Тихо засыпают – ладошки под голову

Повтор 2 раза.

В: давайте повторим, как рисовать основные элементы росписи.

Д:Линии рисуем не отрывая кисть от полосы, цветы и листики рисуем примакиванием.

Воспитатель показывает элемент на доске, дети внимательно смотрят и повторяют на своих полосах. Во время рисования воспитатель следит за техникой выполнения, размещением узоров, их размерами, по необходимости помогает, подсказывает. Предлагает детям перед тем как нарисовать элемент на полосе попробовать его на черновике. По окончанию работы делает дифференцированную оценку работ детей.

Приложение 3

Дидактическая игра «Перевертыши».

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Дидактическая игра «Расписные лошадки»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Игровое упражнение «Подбери узор»

Цель: закрепить знание элементов народной росписи.

Материалы: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.

Содержание.

Детям предлагается путем наложения подобрать платья для барышень или подобрать узор для посуды, игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка в художественно - эстетической деятельности...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

ФЭМП. Перспективный план дополнительного образования для одарённого ребёнка....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА...

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут -это одна из форм работы с одарёнными детьми, которая позволяет одарённому ребёнку раскрыть все свои таланты....