Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)
методическая разработка

Освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_zhivyom_na_urale_2019.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад   «Чайка»

Нижнетуринского городского округа

Творческий   проект на тему:

"Мы живём на Урале."

(приобщение детей к истокам культуры родного края)

Составитель:

Предко Т.А.

музыкальный руководитель МАДОУ детский сад"Чайка"

I квалификационная категория

Нижняя Тура, 2019 год.

Актуальность.

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями.

 

Данный проект является актуальным, т.к. дети нашего сада, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх,

 Краткое описание проекта.

       Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

       Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания.

Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений.

Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

     

Проблема: во время знакомства с устным народным творчеством дети задавали вопросы познавательного характера "А что такое косоворотка? Зачем нужна прялка?" и т. п. я задумалась, а достаточны  ли представления наших детей и родителей о творчестве  родного края (Урал).

Постановка проблемы

      Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

 У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

    Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Вид проекта: творческий,

По срокам реализации:  среднесрочный с 15 марта  2019 по  15 апреля 2019.

По количеству участников: групповой.

Участники: музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста (группы № 9 ), воспитатели  Татаурова Е.А., Карсакова О.Ю., родители.

Возраст детей:  6-7 лет.

Продукт совместной деятельности:  праздник "Мы живём на Урале", вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое  творчество.

Направление работы

1. Просветительское.

2. Практическое.

Гипотеза

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Принципы работы.

1. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблемы.

2. Принцип опоры на ведущий вид деятельности (познавательно-исследовательский, чтение, продуктивной, коммуникативной, игровой, трудовой, музыкально-художественный), которые взаимодействуют и обобщают друг друга.

3. Принцип сотрудничества и сотворчества  предполагает единение взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивает возможность саморазвития каждого.

4. Принцип учёта возрастных возможностей детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Проект реализован через образовательные  области:

  • "Познавательное  развитие",
  • "Социально-коммуникативное развитие",
  • "Художественно-эстетическое развитие"
  • «Речевое развитие»

Цель проекта: 

Приобщить детей к истокам русской культуры,  воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности

через  воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, (обычаям, традициям, к народному календарю, к народным играм.)
 Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей и их родителей с народными праздниками, с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.
  2.  Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом
  3. Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора
  4.  Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
  5. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине, родному краю.
  6. Создавать необходимую предметно–развивающую среду в группах, муз. зале.
  7.  Координировать движение и речь,  расширять, обогащать, активизировать словарный запас ребенка. 

Формы организации музыкальной деятельности.

  • Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми  различного типа.
  •  Проведение развлечений на материале русского фольклора  для старших дошкольников.
  •  Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

 

В результате реализации проекта:

1. Дети  и родители  расширят знания об  устном народном творчестве, познакомятся с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической), с русским народным костюмом и играми.

2. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться  в инсценировках по знакомому сюжету,  выразительно действовать в своей роли и в игре, сформированы вокально-хоровые навыки, чистота интонирования средствами народного фольклора.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

5. Детей и родители реализуют возможность действовать совместно в  познавательной и творческой деятельности.

6. В групповых музыкальных уголках пополнится материал по фольклору (альбомы по русскому народному костюму, по ремеслам, элементы русского народного костюма для драматизаций). В музыкальном зале обновятся декорации для народных праздников.

Ожидаемые результаты: 

      Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр  фольклорных праздников и развлечений. (по методике работы Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГТ).

     

ФОРМЫ РАБОТЫ

С детьми

С родителями

· Беседы
· Чтение сказок, потешек.
· Разучивание народных игр
· Занятия.
· Выполнение творческих заданий
· Развлечения

Индивидуальные беседы
· Анкетирование
· Разучивание ролей
· Выступление на праздниках
  Консультации

Проект  реализовывался на   групповых и игровых  занятиях с детьми, в рамках тематического планирования, через участие детей в праздниках и развлечениях.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный ( 15 марта – 21 марта 2019 г.). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, планирование, подбор методического материала.

2 этап – основной (с 21 марта по 10 апреля 2019 г.) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3этап – заключительный ( с 10 по 15 апреля 2019 г.). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами, проведение праздника «Мы живем на Урале»

Цели этапа

Содержание

Ответственные

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

О

С

Н

О

В

Н

О

Й

 Создание информационной базы необходимой для реализации проекта.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

  • Проведение анкетирования воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
  • Выявление проблемы и определить цель и задачи проекта.
  • Составление плана реализации основного этапа проекта.
  • Отбор приемлемых методов и приемов работы
  • Подбор источников информации.

  • Создание развивающей среды: сбор демонстрационного материала ( костюмы, народные игрушки, узоры  для рисования, предметы старины, вышивки,  и т.д.).
  • Сообщение для воспитателей (на педсовете) "Совместная деятельность д/с и семьи по муз. воспитанию детей".
  • Консультация для родителей "Народный фольклор в семейном воспитании"
  • Проведение занятия по ознакомлению с русским народным костюмом .
  • Сшить костюмы и головные уборы по мотивам русского народного костюма (совместно с родителями)

  • Оформление тематической папки : «Русский народный костюм», альбома «Славься, Россия, чудо-мастерами"».

  • Чтение худ. литературы: "Сказы П.П. Бажова", беседа с библиотекарем "Мой любимый край"

  • Музыкально-дидактическая игра "На Уральской стороне"
  • Тематическое занятие "На Урале мы живём"  ( с посещением музея               ИГРТ)
  • Праздник "Мы живем на Урале»

Муз.

рук-ль Предко Т.А.

Вос-ли.

Вос-ли, родители.

 

Муз-рук-ль, вос-ли, родители

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

 

Сбор и обработка диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

  • Проведение итоговой диагностики, праздника.
  • Изготовление  фотоотчёта по проекту на группах.

Муз. рук-ль, вос-ли.

Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка»

 2. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к  празднику.

3.  Консультации для родителей и воспитателей( в ходе реализации проекта по мере необходимости).

Оборудование и оснащение педагогического процесса.

  • Доклады.
  • Консультации, 
  • Конспекты занятий.
  • Сценарий праздника.
  • Методические  рекомендации для   воспитателей и родителей.
  • Фотоматериалы,
  • Наглядные и дидактические пособия.

 Итоги реализации проекта

 

  В результате реализации проекта у детей  сформированы навыки творческого проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

Педагоги и родители получили интересный практический материал работы с детьми, позволяющую сделать  вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

Также педагоги и родители  приобрели  опыт в изготовлении костюмов и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Вывод:

Таким образом, в результате повседневной работы, дети стали эмоционально откликаться на русский народный фольклор, применять свои знания, умения и навыки не только на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках, но и в повседневной жизни. Дети заинтерисованы в  подготовке к театрализованным праздникам, традициям, вовлекая сюда и их родителей.

Считаю, проведённая работа по приобщению детей к истокам музыкальной культуры родного края была выполнена успешно, т.к. повысился у детей интерес к русскому народному творчеству, повысился уровень педагогического мастерства воспитателей, музыкального руководителя, родителей.

Список использованной  литературы:

I.  

  • "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.     Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В. Гербовой // Издательский дом "Воспитание дошкольника", Москва, 2004 г.
  • "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевщй, М.Д. Маханёвой // Издательство ОАО "ГАЗ", 1997 г.
  • "Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста"Ладушки" И. Каплуновой, И. Новоскольцевой// Издательство "Композитор. Санкт-Пт.", 2007 г.
  • Журналы "Музыкальный руководитель" № 6 2004 г., "Дошкольное воспитание" № ., "Ребёнок в детском саду" №

II.  Информационные интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обрядовая кукла как средство приобщения детей к истокам культуры родного края»

«Обрядовая кукла как средство приобщения детей к истокам культуры родного края»...

Консультация для воспитателей "Использование ресурсов мини-музея ДОУ по привитию у детей любви к культуре родного края"

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромн...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе на тему: «Интегрированный подход к ознакомлению дошкольников с историей и культурой родного края»

Тема: «Город, в котором я живу».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества лич...

Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В наше непростое время особенно важно развивать у детей патриотические чувства, любовь к своей малой родине, своей земле, культуре. В группе « Капельки» целый год велась плодотворная ...

Проект Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего наро...