« Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Московская Людмила Геннадьевна

Описание опыта работы по проблеме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по проблеме:

« Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев.

Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире –  важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача как педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

    Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас на использование в своей деятельности более эффективных формы и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема формирования познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.

В связи с этим представляет особый интерес детское экспериментирование и исследование, их активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Учитывая:

• тенденцию модернизации дошкольного образования;

• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;

• противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, необходимой для меня стала разработка системы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности и понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности.

           Новизна данного опыта заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.

          Задачирешаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

-    формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления , т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-     развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов , символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

       Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно-исследовательской деятельности стали научные исследования Л.А. Парамоновой, О.В.Дыбиной, Н.Н.Подьякова, А.Л.Венгер. В основе их работ лежит деятельностный подход.  Ученые отмечают, что деятельность развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание форма. (Приложение №1. Этапы усложнения в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше приобретает деятельностный характер. В дошкольном возрасте познание  ребенка идет вместе с  совместно с практикой, т.е. формируется практико-познавательная деятельность, именно ее  я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

− сюжетно-ролевая игра;

 - рассматривание

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская  и опытная деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания. (Приложение №1. Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Зеленые витамины для птиц»).

Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях. (Приложение №2 Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Почему первые птицы не летали»).

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). (Приложение №3 Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Вершки -корешки»).

Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. (Приложение №4 Конспект непосредственно образовательной деятельности : «Вода источник жизни»).

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. (Приложение №5. Конспект  непосредственно  образовательной деятельности «Цветочная клумба»).

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. 

Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы. (Приложение №6 Конспект образовательной деятельности " Страницы книжной истории")

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. (Приложение № 7. Конспект непосредственно - образовательной деятельности: « Жизнь диких и домашних животных»).

Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. (Приложение №8. Викторина «В гостях у Фиксиков»).

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе. Планирование воспитательно-образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Мой тематический план составлен для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям , каждое из которых представлено несколькими темами:

1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

          3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. (Приложение №9. Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста).

          При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности. (Приложение №10 Оборудование и материалы для организации развивающего уголка по экспериментированию).

При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: « Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться ».

Используемая литература:

1. Н.Н. Поддьяков. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.-48с.

2. Н.Н. Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: 1996.-32с.

3. О.В.Дыбина. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010.-192с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ №1155 от 17 октября 2013г. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ.

5.Л.А. Парамоновой . Развивающие занятия с детьми. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010г.

6. Е.В.Волкова, С.Л. Микерин. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во,2008.-256с.

7. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. - 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989.- 127 С Под редакцией Л.А. Венгера

9. Программа «Одаренный ребенок» М.: Новая школа , 1995. – 64 с. Под редакцией Л.А. Венгера

10. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение , 1994.—96 с. 2-е изд Под редакцией Л.А. Венгера

Этапы усложнения в познавательно -исследовательской деятельности дошкольников

Средняя группа

Выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями. Определять цели и достигать соответствующих результатов.

        

Развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов.

Использовать системный подход, формировать представление о себе (прошлое, настоящее, будущее; строение частей тела и пр.), своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии). Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи. Понимать, что такое функция.

Содействовать:

развитию познавательных мотивов ребенка, его самостоятельности, активному отношению к окружающей действительности и способам ее изучения, более полному и глубокому восприятию, пониманию окружающего мира, самостоятельному поиску, расширению круга «Ясных», точных знаний, возникновению и расширению проблемных, гипотетических, «неясных» представлений;

созданию в каждый режимный момент (умывание, опробования продуктов питания и т.д.) благоприятных условий для активной познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования и др.);

совершенствованию ориентировки в окружающем мире, обогащению сенсорного развития (открытие мира предметов и явлений во всем многообразии их форм, красок, звуков, запахов);

развитию интереса ребенка и его способности измерять окружающие объекты элементарным измерительным оборудованием, стимулирующим к сравниванию предметов. С целью усвоения им функции предметов и их частей, назначения, для овладения умением различать их по форме, величине, цвету и прежде всего, определять форму знакомых предметов, имеющих для ребенка вполне определенное значение;

развитию способности ориентироваться в пространстве, овладению представлениями о величине, количестве, счете; активизации поиска ребенком «одного» и «много» предметов в окружающей среде;

обогащению развития ориентировки во времени, знакомству с текучестью времени, днями недели, временным отрезком «год», его сезонами; открытию ребенком, что каждый сезон года прекрасен по-своему, каждый имеет свои характерные проявления в природе и деятельности взрослых и детей; овладению обследовательскими и перцептивными действиями (смять, потянуть, погладить и т.д.) для более глубокого восприятия окружающего мира.

Новообразование:

проявляет активный интерес к окружающему миру, стремится познать его в познавательно-исследовательской деятельности, насыщенной эмоциями (удивления, сомнения, любопытства, любознательности, огорчения при неудачах, восторга в форме топанья ножками, хлопанья ладошками при неожиданных приятных открытиях и др.). Интересуется экспериментированием, стремиться к осуществлению этой деятельности к открытию, в процессе познавательно-исследовательской деятельности неизвестного, в хорошо известном;

овладение представлениями о специфических свойствах предметов, предметов-орудий, некоторых новых доступных орудийных действиях (пользуется кисточками, ножницами и т.п.) усвоил в процессе познавательно-исследовательской деятельности сенсорные эталоны для обозначения формы предметов, не имеющих деталей (мяч-шар, платок-треугольник и т.п.) величины, цвета и др. использование их; появление знаний нового типа – развивающиеся, гипотетические, пропитанные интересом к самостоятельному их пополнению (появляются познавательные вопросы, догадки,  предположения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Педагогическая  идея воспитателя  рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста....

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

План работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...