Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты")
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Бучинская Татьяна Васильевна

Описание проведения данной диагностики

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Стандартизованная диагностическая методика «Схематизация» (Л.А.Венгер ), направленная на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Ребенку предлагают отыскать путь в разветвленной системе дорожек, пользуясь условным обозначением этого пути (схемой или несколькими ориентирами).

Материалом служит тетрадь из 12 страниц, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.

Первые две страницы содержат вводные задачи (рис. 9), а остальные – основные, с первой по десятую (рис. 10–14). В задачах 1–2 ребенку необходимо учитывать направления поворотов, в задачах 3–4 – конкретные ориентиры и их последовательность, в задачах 5–б – сочетание ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7–10 – сочетание ориентиров и направлений поворотов.

Инструкция. Для первой вводной задачи дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Взрослый смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, взрослый говорит: «Здесь тоже два домика, и к ним ведут дорожки. Опять нужно найти нужный домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». Взрослый при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1–2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и отметьте его».

К задачам 3–4: «Посмотри на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик».

К задачам 5–6: « Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отметьте нужный домик на полянке».

К задачам 7–10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и отметьте его».

Оценка результатов. Количество очков, полученное ребенком, устанавливается по шкале оценок. (Номера домиков к разным задачам указаны на рисунках 15–17.) Подсчитывается сумма очков по всем задачам. Максимальный балл – 40

Типы выполнения задания. Первый тип (менее 14 баллов) – неадекватные формы ориентировки. Дети при этом понимают задачу найти домик, но их выбор случаен и часто неверен. Как правило, они учитывают лишь отдельные элементы письма и полянки. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.

Второй тип (14 – 20 балла) характеризуется незавершенной ориентировкой на один признак. Появляются необходимые для выполнения задания методы работы: у каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут работать так на протяжении всего решения задачи и к концу теряют этот способ, на последнем этапе пути делают ошибки.

Задачи 7–10 эти дети вообще не решают, так как не могут учитывать сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления имеют фрагментарный характер.

Третий тип (20 – 27 балл) характеризуется ориентировкой на один признак. Дети уже могут соотносить письмо с изображениями на полянке до конца, но одни из них могут успешно использовать только ориентиры, а другие – только изображение направлений пути, поэтому они не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.

Четвертый тип (27 – 34 баллов) характеризуется незавершенной ориентировкой по двум параметрам, что позволяет правильно решать только первые шесть задач. Последние четыре задачи решаются верно только вначале, с учетом одного или двух сочетаний поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают лишь на учет одного параметра.

Пятый тип (34 – 40 балла) – это детальное соотнесение с одновременным учетом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач.

image015_11.jpg

Вводные задачи

image016_9.jpg

img-HwQSNv.png

image018_5.jpg

image019_6.jpg

image020_4.jpg

image021_6.jpg

image022_9.jpg

image023_5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"

Курсовая работа на тему: "Формирование наглядно-образного и наглядно - действенного мышления дошкольников посредством экспериментирования в процессе познания мира"...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления.

Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления...

Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера

Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера...