Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование".
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Бучинская Татьяна Васильевна

Описание проведения данной диагностики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Перцептивное моделирование»

ЦЕЛЬ:  Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов.

Материал
             Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В - включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (см.рис.1).

43491.jpg

РИС 1. Материал для вводных заданий методики "Перцептивное моделирование" (страницы тетради А, Б, В)
            На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1,3,5,7,9,11) в качестве образца выступает круг (рис.2),

43492.jpg

РИС 2. Материал для нечётных заданий методики "Перцептивное моделирование" (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11;
а - образец ко всем нечётным заданиям)

а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис.3).

43493.jpg

РИС 3. Материал для чётных заданий методики "Перцептивное моделирование" (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12;
б - образец ко всем чётным заданиям)   

Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец:

в 1 - 4 заданиях достаточно двух деталей,

в 5 - 8 требуется три детали,

в 9 - 12 фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция
            Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».
            Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.
«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из 3-х частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
            Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.
            В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.
            Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.

Количественная оценка результатов

            За каждую правильно решенную задачу (см. таблицу) дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец.
            Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла,
5-8 - по 3 балла, 9-12 - по 4 балла.
Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.

Таблица № 1. Перевод первичных ("сырых") баллов в стандартные.

Методика «Перцептивное моделирование»

Уровень

сырые

стандартные

36

18

ВЫСОКИЙ

35-34

17

33-30

16

29-27

15

26

14

25-24

13

СРЕДНИЙ

23-22

12

21-18

11

17-16

10

15-14

9

13-11

8

НИЗКИЙ

10-8

7

7-6

6

5-4

5

3-1

4

0

3

 

Качественный анализ результатов

1 тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца. 40

2  тип. Дети правильно решают только те задачи, которые «предполагают сочетание не более, чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подби
рают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

3 тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к иыбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

4 тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

Таблица № 2. Правильные ответы к задачам методики "Перцептивное моделирование"

Задача №

детали №

1

2, 5

2

2, 4

3

2, 4

4

2, 5

5

1, 4, 5

6

2, 4, 5

7

1, 2, 4

8

2, 4, 5

9

1, 2, 4, 5

10

1, 2, 4, 5

11

1, 2, 3, 5

12

1, 2, 5, 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Актуальность исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование перцептивных действий) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприяти...

"Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время развитие восприятия, сенсорных способностей, перцептивных действий как таковых остра в психологической науке в связи с тем, что жизнь современного человека, его деятельность требует ...

Особенности развития перцептивных действий у дошкольников с ОНР

Особенности развития  перцептивных действий у дошкольников с ОНР  Одной из основных линий современного развивающегося общества является гуманизация воспитательно-образовательной системы, что...

Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления.

Результаты диагностики степени овладения действиями наглядно-образного мышления...

Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера

Результаты диагностики степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера...