Семинар для педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Ольга Борисовна

На семинаре педагоги познакомятся с технологиями здоровьесбережения детей. Предлогаемый материал применим как для детей с ОВЗ, так и для воспитанников общеразвивающих групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdor-sber.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

I блок.  Актуальность темы.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. (Большая советская энциклопедия).

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения).
       
Здоровье - это постоянное наличие энергии, необходимой, чтобы обеспечивать гармоничное функционирование организма.
     
Здоровье - это основа благополучия человека; здоровье позволяет раскрыться всем его физическим и духовным возможностям.
   
Здоровье - понятие не только физическое, но и нравственное; нравственно здоровый человек великодушен, благороден, дружелюбен и оптимистичен.

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы педагогов здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в работе по формированию у детей речевой деятельности позволяют значительно улучшить результативность образовательной работы, разнообразить приемы и методы педагогического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:
1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
2.Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

II блок. Современные здоровьесберегающие технологии  в системе развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

1. Дыхательная гимнастика.    Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

  • насыщение организма кислородом;
  • улучшение обменных процессов;
  • нормализация психо-эмоционального состояния.

       Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Практическая часть: 

Дыхательные упражнения с использованием тренажёров.

Цель:  формирование  плавного выдоха на предмет.

Упражнения «Разноцветные тренажёры», «Выпусти птичку из клетки». «Ложки-человечки»

Раздаточный материал: птички на нитках, ложки, тренажёры.

Дыхательная гимнастика  с опорой на схему. Цель: дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха.

2. Артикуляционная гимнастика.

Существуют разные комплексы артикуляционных упражнений: общие, которые готовят губы и язык к постановке звуков и специальные для каждой группы звуков.

 Упражнения делятся на  статические и динамические.

Артикуляционные упражнения проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.  Начинать разучивание упражнений с нужно постепенно, начиная с  ознакомления детей с их органами артикуляции. Мы рассказываем детям сказку о Весёлом язычке, предлагаем рассмотреть в зеркале рот, губы, зубы, потрогать чистым пальцем нёбо, показываем, что у нас есть подвижная нижняя челюсть, поэтому ротик может открываться и закрываться, а подбородком можно подвигать из стороны в сторону. Также мы рассказываем детям о том, что у нас в горлышке есть голосовые складочки, которые помогают произносить звуки звонко или глухо. Детям очень нравится по дрожанию горла  определять, какой они произносят звук: звонкий или глухой.  Разучивание упражнений начинается с показа и объяснения; начинаем с 2-3-х, на следующий день добавляем одно новое, закрепляя предыдущие.

Артикуляционная сказка «Гости»

3. Гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

  • развивают концентрацию внимания;
  • обеспечивают межполушарное взаимодействие;
  • развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями, улучшает аккомодацию.

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.

Практическая часть:   «Стрельба глазами», «Письмо глазами».

Цель: расслабление мышц глаз. (Слушатели «пишут» в воздухе различные буквы).

4. Психогимнастика – это курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Она включает: обучение детей элементам техники выразительных движений, использования выразит-х движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение детьми  навыков расслабления.

            Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику, жест. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой. Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда нужно стараться заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, расстроился — улыбнулся).

При регулярном использовании психогимнастики в работе с детьми, у них формируются навыки общения со сверстниками, детям легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления.

Упражнения для выражения двух эмоциональных состояний.

Цель: Изобразить и постараться назвать каждое эмоциональное состояние.

Фрукты. Откусили яблоко, оно очень сладкое. А теперь у вас во рту кислый лимон.

Где игрушка? Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и... нашли!

Больно — не больно. Тебе больно, но боль постепенно проходит.

Собака. Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо — ты успокоился.

Царевна Несмеяна. Царевна Несмеяна плачет, а смешит ее Емеля. Покажите плачущую Несмеяну и веселых придворных.

Практическое упражнениее «Мимические шарики»

5. Массаж и самомассаж

Всё большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.
По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.
Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.
Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность.

Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания, растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшает кровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.

Практическая часть: Упражнение «Ёжик», «Крепкий орешек», «Добыча огня».

Цель: активизация биологически активных точек на ладонях.

Раздаточный материал: массажёры су-джок, грецкие орехи.

6. Пальчиковые игры

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Немаловажно, что как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливают руку ребёнка к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивают ручную умелость.
Существует достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения. При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Упражнение «Крючки»

7. Динамические паузы. Динамические паузы это интересная и эффективная форма активного отдыха во время малоподвижных занятий с детьми.

Динамические паузы, логоритмические упражнения:    

  • снимают нервное напряжение  и усталость;
  • совершенствуют общую моторику;
  • вырабатывают  чёткие , координированные движения во взаимосвязи с речью;
  •  способствуют взаимодействию детей, воспитывают и прививают навыки общения;
  •  активизируют словарный запас, развивают внимание,  мышление и память;
  •  ненавязчиво корректируют эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения;

Упражнениее «Путешествие»

8. Кинезиологические упражнения

         Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности.
Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.). Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

  • развитие специализации полушарий головного мозга;
  • синхронизация полушарий головного мозга; развитие    

                        мышления, памяти, внимания;

  • развитие способности к произвольному контролю;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

Этот вид упражнений целесообразно использовать для активизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамические паузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.

Практическая часть: Упражненияе «Зима».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое.

III блок. Выставка пособий с комментариями по их использованию.

Заключительная часть, обмен мнениями. Таким образом,  оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.

Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Презентация

quot;Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее". (Радынова О.П.) В презентации освещен вопрос о том, как театр влияет на развитие речи детей дошкольников...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста".

В презентации представлены различные виды здоровьесберегающих технологий, используемых на коррекционных занятиях по формированию и развитию речевой деятельности дошкольников...

«Использование здоровьесберегающих технологий по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуч...

Проект " У ПОЛЯРНОГО КРУГА" С использованием инновационной технологии «Воспитательный диалог» (Развитие мировоззренческих представлений у детей дошкольного возраста) М. В. Телегина.У

Задачи проекта:Формировать представление о жизни, культуре и традициях коренных жителей. Воспитывать уважительное отношение.Создать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как  к дея...