Главные вкладки

    Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира. (Многообразие образов в сказках-шумелках)
    статья

    Кузьмина Наталия Николаевна

    В современном обществе как никогда ранее, существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно и конструктивно мыслить и принимать решения и в то же время, способные српереживать. Но задача дошкольного педагога состоит не только в том, чтобы донести знания, а в первую очередь сформировать положительное отношение к познанию. Эту задачу возможно решить через творческое освоение окружающего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья17.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира.

    (Многообразие образов в сказках-шумелках)

    В современном обществе существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно мыслить и принимать конструктивные решения и в то же время, способные сопереживать. Задача педагога не только донести знания, а сформировать у детей положительное отношение к познанию. Это возможно через творческое освоение окружающего мира.

    В младшем дошкольном возрасте одной из увлекательных для детей форм музыкально-ритмических игр могут стать «Сказки-шумелки» (иными словами - подражалки). Сказка-шумелка – это повествование сказки, состоящей из коротких предложений, с использованием детских музыкальных инструментов с определенной высотой, шумовых инструментов (с неопределенной высотой) и звукоподражания. Ребёнок в данном виде деятельности может воплотить различные образные представления в шумах, звуках, ритмах в игровой форме (в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью). Очень важно способствовать зарождению образного мышления в младшем дошкольном возрасте для его успешного развития в дальнейшем познании окружающей действительности. При создании сказок дети активно вовлечены в совместный с педагогами творческий процесс, который всегда сопровождается положительными эмоциями, ведь они сами участвуют в процессе создания сказки (то есть являются соавторами).

    Какие же задачи может решить педагог, используя в своей работе эту форму музыкально-творческого развития?

    Во-первых, у дошкольников развивается творческая фантазия и образное мышление. Также развивается слуховая память (дети учатся внимательно слушать и учатся быстро реагировать на отдельные слова или фразы из текста сказок) Развивается музыкальный слух детей, дети учатся различать даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки сотрудничества, развивается выдержка.


    Можно выделить основные этапы создания конечного совместного результата:

    • По желанию педагога выбирается готовая сказка в соответствии с возрастом (текст должен иметь образовательную ценность, цель, задачи в соответствии с возрастом детей). Знакомство со сказкой (героями и событиями, происходящими в ней) - это является первым этапом. Нужно отметить, что дети более старшего возраста могут совместно с педагогом превратить эту деятельность в еще более увлекательный процесс -сочинять сказки самостоятельно, а также создавать музыкальные инструменты своими руками совместно с педагогом. Этот процесс включает в себя исследовательскую деятельность- экспериментирование со звуками (определение высоты, если возможно, сравнение звуков, применение для изображения определенных образов и.т.д.). Основной критерий выбора предметов и материалов для творчества – безопасность! (Жестяные банки, бумажные коробки, пластиковые емкости, трубы, деревянные срезы, камни, крупы и.т.д) При желании педагог составляет и использует презентацию.

    Конечным творческим совместным продуктом является озвучивание сказки.

    Порядок озвучивания сказки:

    Дети выбирают инструменты, соответствующие определенному образу, действию, природному явлению. Педагогу необходимо объяснять, что игра на инструменте или изображение голосом должны звучать в паузах, после прочтения текста. Педагог произносит текст сказки, перелистывает слайды (если присутствует презентация), а ребенок в соответствующем месте сказки издает звуки с помощью инструмента или голосом (звукоподражание). Например, педагог говорит, что пошел герой подошел к реке, ребенок изображает звук реки играя на заводском инструменте или шумовом самодельном инструменте.  Вступление можно подсказывать взглядом, движением руки или заранее условленным знаком (в то же время обязательно поддерживать творческую инициативу ребенка в случае игры или звукоподражания не вовремя).  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.        Наблюдая за детьми ...

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...

    Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

    Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры

    Конкурсная работа. Авторская разработка. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий...

    Консультация для родителей на тему "О необходимости развития образного мышления у детей дошкольного возраста"

    Консультация раскрывает приемы работы с детьми для развития образного мышления. Что можно сделать с детьми,.? Вырезать трафареты и затем раскрашивать разными цветами, цветная бумага и игры с ней, прид...

    Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

    Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...