«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Логика (др. - греч. — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления. Для того чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. При проведении занятий, игр, при общении ребёнка с другими детьми вопрос побуждает к логическому мышлению. Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов ДОУ, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на 6-7 году жизни дошкольника. Очень важно приступить к развитию логического мышления у ребенка еще до того момента, когда он пойдет в школу, т.е. в дошкольном возрасте. Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно всячески развивать, ему необходимо учиться. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для развития познавательных процессов, которые все чаще оказываются объектом исследовательского интереса педагогов. В данном возрасте происходят многие новообразования и закладываются основы будущей личности. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, что непосредственно сказывается на развитии особенностей мышления. Познавая окружающую действительность, ребенок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходства путем анализа и синтеза раскрывает сущность предметов, выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает. В результате этих логических приемов у дошкольника формируются понятия о предметах окружающей действительности, без которого не возможно усвоение общественного опыта. Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка, ведь уже на первом году жизни, средством ознакомления с вещами, ребенок решает конкретную задачу путем практического действия. Ощупывая их и манипулируя игрушками, малыш узнает свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет все более разумно и успешно. Развитие речи и мышления ребенка в этом возрасте включено в общение со взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность. Особенности развития мышления в период дошкольного детства характеризуется переходом наглядно-действенного мышления к нагляднообразному и в конце словесно-логическому, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления у детей. Словесно-логическое мышление начинает формироваться к концу дошкольного периода. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. У ребят 6 -7 лет развиваются умения оперировать словами, они способны систематизировать слова по определенному признаку. Дошкольник уже способен усваивать логические формы мышления, и здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С.Выгодский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных до социальных. Безусловно, важно создавать в сфере обучения детей такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослым ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Однако для того, чтобы рассуждать, связывать между собой суждения, старшим дошкольникам необходимо научиться соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, уметь обосновывать свои суждения причинно. Эта проблема явилась предметом специального исследования таких ученых, психологов, педагогов как Выгодский Л.С; Люблинская А.А.; Мухина В.С; Венгер Л.А; Венгер А.Л; Урунтаева Г.А; Афонькина Ю.А.; В настоящее время в детских садах педагоги планируют и ведут работу по развитию мышления дошкольников. Эта работа проводится в основном в свободной деятельности детей, на занятиях, при помощи дидактических игр, игр с правилами.

 В настоящее время, как правило, большинство детей, поступивших, в первый класс, умеют читать, писать и казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У первоклассников наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать.

ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Дошкольное детство – важный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, действиями.

Для более конкретного представления об особенностях видов мышления, которые развиваются у дошкольника на протяжении дошкольного периода, необходимо дать определение термину — мышление.

 Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

 Мышление - это сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям: - в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие; - по характеру протекания процесса мышления; - по характеру результатов мышления; - подразделение мышления по действенности контроля. Различают три основных вида мышления:

1.Предметно-действенное (наглядно - действенное) - заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

2. Наглядно - образное - осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности.

 3. Словесно-логическое – характеризуется использованием понятий, логических конструкций.

 Мыслительная деятельность людей совершается при помощи таких мыслительных операций как:

- сравнение - установление отношений сходства и различия;  

- анализ - мыслительное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

- синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;

- абстракция и обобщение – выделение общих признаков.

 В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития словесно-логического мышления.

 К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

 Словесно-логическое мышление – одно из трех видов мышления, характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно не возможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Так, слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Для ребенка используемые слова – это слова представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается.

Старший дошкольник уже может перейти от единичных понятий к общим. Например. Спросим ребенка шести лет, что такое кошка? Шестилетний: «Кошка – это животное. Она дома живет, но я знаю, есть еще дикие кошки. Они мышей ловят» (по материалам Я.Л.Коломинского и Е.А.Панько).

    В старшем дошкольном возрасте понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого.  

Например, при формировании понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей, детей учат пользоваться таким средством, как мера. Скажем, с помощью цветной веревочки определенной длины, используемой в качестве меры, ребенок вместе с взрослым измеряет предметы разного размера, сопоставляя их между собой. При помощи меры величина определяется объективно, независимо от внешнего вида. Ребенок может убедиться, что высокий шкаф и низкий стол могут быть одинаковой длины. Позднее уже без внешней опоры меры (цветной веревочки) ребенок в уме может делать правильные выводы о величине объектов. Считается, что в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д.

 При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее. В дошкольном возрасте словесно-логическое мышление находится в стадии развития. Старший дошкольник уже способен усваивать логические формы мышления, но обязательно необходимо руководство со стороны взрослого.

 Игры и упражнения, способствующие ускорению формирования и развития у ребенка простейших логических структур мышления и речи, обязаны быть яркими, интересными, и подобраны с постепенным усложнением.

 К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей. Можно сказать, что складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Желание ребенка узнавать новое, задавать любопытствующие вопросы, все это становится естественным сопровождением его взросления и развития других познавательных способностей.  

Для всесторонней работы над развитием мышления детей необходимо привлекать родителей. Для этого нужно просвещать родителей на групповых родительских собраниях, консультациях у психологов, организовывать семинары-практикумы по данной проблеме, предлагать им литературу и пособия.

 При целенаправленном развитии у детей мышления следует помнить и придерживаться следующих правил:

- прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка был интерес к предложенному материалу;

- материал лучше всего усваивается, если он будет организован в игровой форме;

 - важно развивать умственные способности у детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

 - необходимо учить детей составлять группу из отдельных предметов; выделять, обобщать, классифицировать предметы по назначению и характерным признакам;

- необходимо учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильно последовательности содержание текста с помощью вопросов;

- способствовать ребенку в познании свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.);

- способствовать в осмыслении содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими;

 - развивать мышление у детей, используя сказки, поговорки, образные сравнения;

 - учить детей выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.:Знание,1984

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. – М: Лабиринт, 1999. –с. 352

3.Гетманова А.Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995.

4.Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000.

 5.Детская психология: Учебное пособие /А.А.Люблинская – М: Просвещение, 1971. – с. 243

6.Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. – Ростов н/Д.: 2005. – с.17 7.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя.- М. Просвещение, 1988.- с. 190

8.Кондаков А.Д. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.

9.Лурия А.Р. Язык и сознание /Под. ред. Е.Д. Хомской.- Моск. ун-та, 1979. – с. 320 10.Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

 11. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2002. – с. 96

12. Нижегородцева Е.Е., Шадриков В.Д. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. М.: ВЛАДОС, 200. – с. 107

13. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – С-Пб.: Питер, 2002.

14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996.

15.Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2006. – с. 59

16. Светлова И. Логика. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – с. 279

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.

19. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия Психологический практикум. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – с. 137 16

  1. 20. Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М.: просвещение, 1990. – с.127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...