МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Коммуникативные танцы-игры в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах в ДОУ»
методическая разработка

Денисова Ирина Александровна

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с видами  коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» с. Александровское

МАСТЕР- КЛАСС  по теме:  «Коммуникативные танцы-игры
в непосредственно образовательной деятельности

и режимных моментах в ДОУ».

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                            Денисова Ирина Александровна

16.11 2018г.

Коммуникативные танцы-игры вызывают у детей дошкольного возраста чувство удовлетворения, и побуждают к общению, формируя интересы и потребности.

Они помогают организовать положительную эмоциональную обстановку, создают благоприятный климат в детском коллективе, способствуют развитию эмоционально-волевой сферы детей.  

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Коммуникативные танцы-игры
в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах в ДОУ»

 «Организация положительной эмоциональной обстановки создаёт благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению, формируя интересы и потребности»
                                                        Лихачёв Б.Т.

ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с видами  коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников.

Задачи:

Создать условия для практического освоения использования коммуникативных игр и танцев в развитии музыкальных способностей ребёнка и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира. Создать положительный эмоциональный настрой.

Слайд№3

Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Большое значение для общего формирования  личности дошкольника имеют музыкальные коммуникативные  игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы.)

 Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но – с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают ребёнку почувствовать себя полноправными членами коллектива.

Слайд№4

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

  • согласовывать движения с музыкой,
  • передавать в движении характер музыки,
  • реагировать на смену частей музыки сменой движений,
  • отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;
  • развитию ритмического и динамического слуха;
  • совершенствованию качества движений.

Коммуникативные танцы построены на мини-сюжете шуточно- игрового характера, объединённые разнообразной тематикой.                                Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Слайд №5

 В практике работы использую учебное пособие Бурениной А. И.«Коммуникативные танцы-игры для детей».                                                      « Логоритмические занятия в ДОУ» М. Ю. Картушиной , « Методика раннего развития» С.и Е. Железновых.

 

СЛАЙД№6

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками.  Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:

•    Игры на внимание 
•    Игры на перестроение 
•    Танцы со сменой партнёра 
•    Сюжетные танцы-игры 

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Музыкально-коммуникативные игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.                                                                                   Свободное состояние детей помогает   более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности. 

 ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

СЛАЙД №7

К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень» для детей подг. группы. Игра «Ищи» Т.Ломовой, используется мною в танцевальной обработке на  утренниках. «Найди пару» латв. н. м. для детей ст.гр., «Угадай, кто тебя зовёт».                                                                                          Например, игра- упражнение «Передача платочка»: вместо платочка на празднике, посвящённом мамам и бабушкам, дети передают волшебную палочку. Ребёнок с окончанием муз. части высказывает вслух пожелание для самых близких ему людей.                                                                                                                             Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости

СЛАЙД № 8

Дети радостно откликаются на народные игры с пением, на песни и шутки-прибаутки с образным, ярким музыкальным и поэтическим содержанием. Любят их инсценировать. Эти игры - «Ворон», «Дрёма», «Потерянный платочек» Н.Г.Асеевой, «Шёл козёл дорогою», «Осень спросим», песни «Урожай собирай» А.Филиппенко, р.н.п.,  «Как у нашей Дуни» - способны растормошить даже тихоню.

Слайд №9

Танцевальные образы нахожу в таких темах, как «Поссорились-помирились», «Ну-ка, догони!», «Прятки», «Подарок», «Просьба», «Игра с куклой, мишкой».

Положительное влияние на коммуникативные умения детей оказывают сценки инсценирования песен, потешек, шуток-прибауток. Даже такие песенки-распевки, как «Бай-качи», «Чики-чикалочки», «Лиса по лесу ходила», «Горошина» В. Карасёвой, «Ути-ути» Ю.Литовко, помогут оттолкнуться от обыденности к небольшим творческим выдумкам. Нужно давать детям свободу фантазирования.

Известные песенки-игры для малышей «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший» Ан. Александрова, «Весёлая девочка Алёна» А.Филиппенко, «Мы на луг ходили» А.Филиппенко. Через инсценирование потешек, несложных по содержанию песен стараюсь развить мимические мышцы лица. Ведь по выражению глаз, сияющей улыбки мы ощущаем  дружелюбное отношение к себе.

Слайд № 10

 В музыкально – театральном творчестве можно выделить следующие основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей:

  • коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.) ;
  • разыгрывание и решение «трудных ситуаций» (этюды, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
  • ритмические и интонационные игры со словом (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, потешки и др.);
  • импровизации, танцы, хороводы (народные, танцы-приглашения, танцы-импровизации, этюды со сценическими движениями и др.);
  • психогимнастические упражнения;
  • обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.).

Слайд№ 11

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми  — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.  А так же  с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Восхищённо воспринимаются детьми танцы - обнимашки с мамами  во время весеннего праздника 8-е марта.                                                                               Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

 Приглашаю всех присутствующих встать в круг и на практике  провести некоторые коммуникативные игры и танцы. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» с. Александровское

МАСТЕР- КЛАСС  по теме:  «Коммуникативные танцы-игры
в непосредственно образовательной деятельности

и режимных моментах в ДОУ».

                                                                   Музыкальный руководитель

                                                            Денисова Ирина Александровна

16.11 2018г.

Коммуникативные танцы-игры вызывают у детей дошкольного возраста чувство удовлетворения, и побуждают к общению, формируя интересы и потребности.

Они помогают организовать положительную эмоциональную обстановку, создают благоприятный климат в детском коллективе, способствуют развитию эмоционально-волевой сферы детей.  

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Коммуникативные танцы-игры
в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах в ДОУ»

 «Организация положительной эмоциональной обстановки создаёт благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовлетворения и побуждает к общению, формируя интересы и потребности»
                                                        Лихачёв Б.Т.

ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с видами  коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников.

Задачи:

Создать условия для практического освоения использования коммуникативных игр и танцев в развитии музыкальных способностей ребёнка и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира. Создать положительный эмоциональный настрой.

Слайд№3

Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Большое значение для общего формирования  личности дошкольника имеют музыкальные коммуникативные  игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы.)

 Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но – с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают ребёнку почувствовать себя полноправными членами коллектива.

Слайд№4

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей
  • значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

  • согласовывать движения с музыкой,
  • передавать в движении характер музыки,
  • реагировать на смену частей музыки сменой движений,
  • отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;
  • развитию ритмического и динамического слуха;
  • совершенствованию качества движений.

Коммуникативные танцы построены на мини-сюжете шуточно- игрового характера, объединённые разнообразной тематикой.                                Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Слайд №5

 В практике работы использую учебное пособие Бурениной А. И.«Коммуникативные танцы-игры для детей».                                                      « Логоритмические занятия в ДОУ» М. Ю. Картушиной , « Методика раннего развития» С.и Е. Железновых.

 

СЛАЙД№6

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками.  Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:

•    Игры на внимание 
•    Игры на перестроение 
•    Танцы со сменой партнёра 
•    Сюжетные танцы-игры 

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Музыкально-коммуникативные игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.                                                                                   Свободное состояние детей помогает   более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности. 

 ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

СЛАЙД №7

К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень» для детей подг. группы. Игра «Ищи» Т.Ломовой, используется мною в танцевальной обработке на  утренниках. «Найди пару» латв. н. м. для детей ст.гр., «Угадай, кто тебя зовёт».                                                                                          Например, игра- упражнение «Передача платочка»: вместо платочка на празднике, посвящённом мамам и бабушкам, дети передают волшебную палочку. Ребёнок с окончанием муз. части высказывает вслух пожелание для самых близких ему людей.                                                                                                                             Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости

СЛАЙД № 8

Дети радостно откликаются на народные игры с пением, на песни и шутки-прибаутки с образным, ярким музыкальным и поэтическим содержанием. Любят их инсценировать. Эти игры - «Ворон», «Дрёма», «Потерянный платочек» Н.Г.Асеевой, «Шёл козёл дорогою», «Осень спросим», песни «Урожай собирай» А.Филиппенко, р.н.п.,  «Как у нашей Дуни» - способны растормошить даже тихоню.

Слайд №9

Танцевальные образы нахожу в таких темах, как «Поссорились-помирились», «Ну-ка, догони!», «Прятки», «Подарок», «Просьба», «Игра с куклой, мишкой».

Положительное влияние на коммуникативные умения детей оказывают сценки инсценирования песен, потешек, шуток-прибауток. Даже такие песенки-распевки, как «Бай-качи», «Чики-чикалочки», «Лиса по лесу ходила», «Горошина» В. Карасёвой, «Ути-ути» Ю.Литовко, помогут оттолкнуться от обыденности к небольшим творческим выдумкам. Нужно давать детям свободу фантазирования.

Известные песенки-игры для малышей «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший» Ан. Александрова, «Весёлая девочка Алёна» А.Филиппенко, «Мы на луг ходили» А.Филиппенко. Через инсценирование потешек, несложных по содержанию песен стараюсь развить мимические мышцы лица. Ведь по выражению глаз, сияющей улыбки мы ощущаем  дружелюбное отношение к себе.

Слайд № 10

 В музыкально – театральном творчестве можно выделить следующие основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей:

  • коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.) ;
  • разыгрывание и решение «трудных ситуаций» (этюды, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
  • ритмические и интонационные игры со словом (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, потешки и др.);
  • импровизации, танцы, хороводы (народные, танцы-приглашения, танцы-импровизации, этюды со сценическими движениями и др.);
  • психогимнастические упражнения;
  • обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.).

Слайд№ 11

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми  — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях.  А так же  с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Восхищённо воспринимаются детьми танцы - обнимашки с мамами  во время весеннего праздника 8-е марта.                                                                               Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

 Приглашаю всех присутствующих встать в круг и на практике  провести некоторые коммуникативные игры и танцы. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов в средней группе

перспективное планирование образовательной работы для средней группы на первую неделю сентября по теме "День Знаний"...

Мои публикации, конспекты непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов

Здесь представлены конспекты проведения НОД коммуникативная "Выставка автомобилей" в старшей группе, конспект экскурсии в парк в старшей группе, статьи "Математическое развитие дошкольник...

Включение музыкальных физкультминуток в непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты ДОУ

Физкультминутки в ДОУ – это  кратковременные физические упражнения, которые могут   проводиться как во время непосредственно образовательной деятельности для снятия статического напряже...

Мастер-класс «Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах».

Мастер-класс«Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах»....

Консультация для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с использованием театрализованной деятельности»

Цель:  систематизация знаний у педагогов по организации  театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста....