Рабочая программа «Развитие физических и творческих способностей детей 2-3 лет»
рабочая программа

Кюблер Инна Владимировна

Рабочая программа «Развитие физических и творческих способностей детей 2-3 лет».

Образовательная область «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

«Детский сад №259»

Рабочая программа

«Развитие физических и творческих способностей детей

дошкольного возраста 2-3 лет»

Образовательная область «Физическое развитие»

                                                                                           

                                   

                                                            Составитель:

Кюблер И.В.

   

 

Барнаул, 2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  1. Тематическое планирование.

  1.  Список литературы.

       

1.Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является чувствительным периодом для развития интеллекта. Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи способствует развитию интеллекта и всех личностных качеств ребёнка. Не является исключением и возможность раннего развития у детей творческих способностей. Наиболее благоприятного периода для развития творческих способностей, чем детство, трудно представить. Именно эта тема меня особенно заинтересовала.

Отсюда одна из задач моей работы, которой уделяю особое внимание,  это гармоничное развитие ребёнка. Одной из его сторон является развитие творческих, коммуникативных способностей. Это достигается путём развития у дошкольников образно – пластического творчества, которое проходит на основе обучения детей языку выразительных движений.

Тема «Выразительное движение» идёт как дополнительная к разделу «Физическое развитие» и является частью игровой деятельности детей в свободное время. Для проведения занятий по «Выразительному движению» в первой  младшей  группе  мною был разработан и составлен перспективный план.

Творческие способности проявляются раньше каких – либо других. Проявление творческих способностей индивидуально у каждого ребёнка. У одних в силу природных задатков они ярко выражены, у других формируются и постепенно раскрываются в активной творческой деятельности. Поэтому нельзя говорить об отсутствии творческих способностей детей, их проявление во многом зависит от воспитания и обучения, стимулирующего положительные эмоции и интерес.

Считаю, что познакомив ребёнка со своим телом, звучащим жестом, помочь узнать музыку через своё тело, научив читать невербальную информацию, детям становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У детей вырабатываются положительные черты характера – уверенность, честность, смелость, доброта.

Системное использование метода активизации образно – пластического творчества ребёнка позволяет понять и почувствовать ребёнку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Детям дошкольного возраста проще почувствовать настроение в музыке через мышечные ощущения, мимику.

Выделяю два вида образно – пластического творчества:

Исполнительское  когда ребёнок, воспроизводя заданную композицию движений, эмоционально – пластически проживает передаваемое содержание, перевоплощается в образ.

Сочинительское – придумывание ребёнком собственных сюжетов и способов пластического воплощения образа, заданного словесно. Ребёнок сам отбирает движения, имеющиеся у него в опыте, последовательно их выстраивает, конкретизирует.

Благодаря этой работе, к концу дошкольного возраста, дети в сотворчестве друг с другом  при некотором руководстве педагога могут «ставить» и выразительно показывать театрализованные представления по сюжетам сказок.

Моя задача – обогатить эмоциональную сферу ребёнка, научить его свободе самовыражения посредством движения под музыку, умению интерпретировать музыкальное произведение в соответствии с собственной индивидуальностью. Но вместе с интересом надо прививать любовь к работе. Если ребёнок воспринимает яркий образ, у него возникает естественное желание передать этот образ собственными силами. Отсюда должна зародиться  и склонность к многократным повторениям, к тому, что называют «умением работать». Эту работу определяет планирование.

Вместе с необходимыми для общения словами и фразами, которым ребёнок обычно учится к трём – четырём годам, надо научить ребёнка психологическому раскрепощению, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного инструмента.

К разделу «Выразительное движение» разработано полное методическое обеспечение. Составлены картотеки: «Пластические этюды для рук», «Двигательно-пластические упражнения», «Музыкально – подвижные игры», «Танцевальные игры – превращения» и другие. Упражнения, этюды, предлагаемые детям как учебные и творческие задания, не просто материал, который можно использовать на детских досугах и праздничных представлениях. Это действенный инструмент развития способностей детей, коррекции их личностных проблем, эффект использования которого зависит от того, насколько воспитатель понимает, что он делает, что развивает у ребёнка в каждом конкретном задании и как это соотносится с основной целью.

Учебные и творческие задания построены в виде игровых сюжетных ситуаций; в них разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Развитие образно – пластического творчества идёт на основе обучения языку выразительных движений  -  это главная цель занятий с детьми.

Благодаря такому обучению они открывают для себя, что движения, жесты и то, как они исполняются, имеют свою смысловую содержательность: с их помощью – без слов – можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно рассказывать целые истории о разнообразных героях и всевозможных событиях.

Занятия по «Выразительному движению» провожу один раз в две недели (для этого в общем расписании выделила постоянное время). Освоенный на занятиях материал (отдельные жесты, способы выражения переживаний и отношений) закрепляем и используем с детьми в повседневной жизни: в играх, в общении с окружающими. По желанию детей повторяем понравившиеся упражнения и игры в свободное время.

Занятия веду по подгруппам. Для занятий требуется достаточно большое свободное пространство – в групповой комнате или зале. Начинаю занятие, как правило, с разминки, цель которой  -  разогреть мышцы, включить всё тело в активное движение. В основной части занятия знакомлю детей с языком выразительных движений, способами его использования при воплощении того или иного образа, при разыгрывании ситуаций с эмоционально – пластическим взаимодействием персонажей. Строю подачу учебного материала так, чтобы подвести детей к самостоятельному поиску «решений»: подбору и придумыванию образных движений, отвечающих заданному смыслу; выстраиванию их в композиции; нахождению своеобразных приёмов их выразительного исполнения. Активно использую слово, разъясняю приёмы исполнения и семантику движений, задаю вопросы, описываю воображаемые ситуации и пр.; также использую и художественное слово – фрагменты литературных произведений и устного народного творчества. Широко использую и музыку (записи специально подобранных фрагментов из классических произведений и обработки народных мелодий). В ходе выполнения упражнений под музыку дети ориентируются на её характер, соотнося с ним характер пластического образа. Это помогает углублению образного перевоплощения, активации поиска выразительных движений, творческого процесса в целом.

Такие занятия очень нравятся детям. Они понимают, что с помощью движений, без слов можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно рассказывать целые истории о разнообразных героях и всевозможных событиях. Дети осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

2. Перспективное планирование по разделу

«Физическое развитие» в 1-ой младшей группе.

МЕСЯЦ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

СЕНТЯБРЬ

1.Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба».

Подвижная игра «Пляшут малыши».

2.Чтение потешки «Петушок и его семья».

Подвижная игра «Наседка и цыплята».

1. Вспомнить с детьми знакомую сказку. Учить изображать героев произведения при помощи характерных движений.

Развивать слух, внимание, координацию, чувство ритма.

2. Обогащать речь детей словами и строчками стихов, дополнять их действиями, движением рук.

Развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки.

ОКТЯБРЬ

1.Чтение потешки «Водичка».

Подвижная игра «Мяч».

2.Игра «Как мы птичек кормили».

Подвижная игра «Кошечка крадётся».

1.Вызвать у детей радость от слушания потешки, желание участвовать в рассказе и повторе движений за воспитателем.

Обучать прыжкам, умению двигаться ритмично.

2.Изобразить при помощи пластических движений птичек, их повадки; показать как дети их кормят.

Тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.

НОЯБРЬ

1.Игровая ситуация «Накорми куклу Машу»

Пальчиковая игра «Коза».

2.Чтение потешки «Как у нашего кота».

Подвижная игра «Кот и мыши».

1.Способствовать проявлению интереса к взрослым, повторять за воспитателем их действия.

Развивать координацию движений рук, мелкую моторику рук.

2.Обогащать речь детей словами и строчками стихов, дополнять их действиями, движением рук.

Развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки.

ДЕКАБРЬ

1.Чтение потешки «Еду-еду к бабе, к деду».

Пальчиковая гимнастика «Ладушки».

2.Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка».

Подвижная игра «Мы ногами топ-топ-топ».

1.Учить слушать и понимать содержание потешки, изображать слова действием.

Развивать мелкие движения кисти, чувство ритма.

2.Познакомить с новым стихотворением, помочь понять содержание; изобразить движениями, как скачет лошадка.

Обучать детей двигаться под музыку, развивать умение слушать слова.

ЯНВАРЬ

1.Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки».

Подвижная игра «Бегите ко мне».

2.Чтение потешки «Козушка-белоногушка».

Игра с пальчиками «Стоит в поле теремок».

1.Познакомить детей с новой потешкой, вызвать радостное настроение, разыграть действие под слова потешки.

Развивать внимание, ловкость, быстроту.

2.С помощью потешки осуществить первое знакомство с козой и волком. Языком жестов и движений изобразить героев потешки.

Развивать моторику рук.

ФЕВРАЛЬ

1.Чтение и разыгрывание потешки «Как по лесу, по метели трое саночек летели».

Игра «Разговорчивые пальчики».

2.Игровое упражнение «На деревья, на лужок тихо падает снежок».

1.Продолжить знакомство малышей с  малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приёмы «обыгрывания» действий.

Развивать речь с помощью пальчиковой гимнастики.

2.Развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого, повторять движения снежинок.

МАРТ

1.Игра с куклой «Кукла делает зарядку».

Подвижная игра «Снежинки и ветер».

2.Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк».

Подвижная игра «Беги ко мне».

1.Прививать малышам положительное отношение к умыванию, физкультуре, познакомить с последовательностью действий.

Развивать координацию движений.

2.Познакомить детей с новой сказкой. Учить изображать козлят и волка при помощи характерных движений.

Развивать слух, внимание, координацию, чувство ритма.

АПРЕЛЬ

1.Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Подвижная игра «Затейники».

2.Чтение потешки «Обновки».

Подвижная игра «Раз-два-три-лови».

1.Напомнить детям сказку, вызвать желание показать её вместе с воспитателем.

Развивать способности к подражанию.

2.Познакомить с новой потешкой, учить понимать содержание. Развивать интерес к совместным действиям с взрослыми и сверстниками на основе общих, радостных сопереживаний.

Развивать ловкость,

быстроту.

МАЙ

1.Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Сюжетная подвижная игра «Мишенька».

2.Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку-Длинное ушко».

Хороводная игра «Кто у нас хороший»

1.Познакомить детей с потешкой, учить

показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков.

Развивать навыки общения, умение подражать движениям, чувство ритма.

2.С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой, не плакать при расставании.

Помочь детям преодолеть застенчивость.

3.Список литературы:

  1. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей».

  1. «Музыка и движение» (из опыта работы руководителей детских садов). Сост. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.

  1. « Секрет танца». Сост. Васильева Т.К.

  1. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей у детей».

  1. Алиев Ю.Б. «Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе».

  1. Горшкова Е.В. «От жеста к танцу».

  1. Михайлова М.А.,  Горбина Е.В. «Поём, играем, танцуем дома и в саду».

  1. Образцова Т.Н. «Музыкальные игры для детей».

  1. Куревина О.А. «Синтез искусств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через аппликацию и ознакомление с природой села Родино».

Аннотация к рабочей программе.Рабочая программа разработана Дедовой П.И, воспитателем старшей группы МКДОУ д.с. «Теремок».Срок реализации программы – 1 год.  Программа предназначена  для зан...

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ, УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ САРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, умения планировать работу по реализации замысла, способность проявлять творчество.Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для с...

Программа Развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Маленькие волшебники»

Рабочая программа «развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.  (5-7 лет)» включена в основную образовательную программу дошкольного образования  м...

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников»

Важнейшая цель современного образования - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного, интеллектуального и творческого гражданина.Новые федеральные государствен...

Доклад на педагогическом совете Тема: Использование элементов синхронного плавания как средство развития физических и творческих способностей детей.

Доклад на педагогическом советеТема: Использование  элементов синхронного плавания  как средство развития физических и творческих способностей детей....

Рабочая программа «Поиск и реализация творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа «Поиск и реализация творческих способностей у детей дошкольного возраста»...

Рабочая программа «Поиск и реализация творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа «Поиск и реализация творческих способностей у детей дошкольного возраста»...